Вопреки распространенному мнению, в СССР существовали спортивные купе и автомобили класса GT. Их создавали не государственные заводы, а талантливые и изобретательные мастера-энтузиасты.
Истоки движения «Самавто»
Движение советских самодельщиков, официально оформившееся в 1970-е годы как «Самавто», зародилось еще в 1930-е. Главной причиной его появления стал острый дефицит автомобилей в стране. Многие годы машины были в большом недостатке, а для значительной части населения они оставались и вовсе недоступны по финансовым соображениям. Эта ситуация и стала мощным стимулом для народного автомобильного творчества.
От нужды к мечте
К 1970-м годам мотивация многих самодельщиков изменилась. Их двигало уже не просто желание обзавестись каким-нибудь транспортным средством, а страстное стремление создать именно ту машину, о которой они мечтали. Речь шла об индивидуальном, несерийном автомобиле, который нельзя было получить, даже отстояв длинную очередь. В этом творческом потоке все большее место стали занимать спортивные модели – двухдверные родстеры, купе, автомобили в стиле Gran Turismo. Ведь советская промышленность ничего подобного гражданам не предлагала – таких машин в принципе не существовало!
Первые попытки и смелые проекты
Попытки построить элегантные купе предпринимались еще с 1930-х годов. Из истории, например, известен ленинградский летчик Иванов, создавший оригинальный автомобиль на шасси ГАЗ-А, причем не просто с новым кузовом, но и с увеличенной колесной базой. К сожалению, подробности об этой машине не сохранились.

Родстер «Ленинград», построенный на агрегатах самого роскошного в то время седана ГАЗ-12 «ЗИМ».
В 1959 году другой ленинградец, Аркадий Бабич, создал впечатляющий спортивный родстер, использовав узлы и агрегаты от престижного ГАЗ-12 «ЗИМ». Пресса того времени писала, что на этой самоделке Бабич проехал от Ленинграда до Симферополя, преодолев 2125 км за 20 часов! Если это не легенда, то водитель, поддерживавший такую среднюю скорость на дорогах тех лет, был настоящим героем. Однако подобные скоростные проекты долгое время оставались редчайшими исключениями.

Самодельное купе Иванова, созданное в середине 1930-х годов.
Творчество в рамках ограничений
Долгие годы официальные правила строго ограничивали возможности самодельщиков: разрешалось использовать двигатели мощностью не более 27-30 л.с., как на ЗАЗ-965. Часто в ход шли и менее мощные, но доступные мотоциклетные моторы. Позже нормативы смягчились, разрешив двигатели объемом до 1.2 литра. В эти рамки укладывался и 40-сильный мотор «Запорожца» (ЗАЗ-968), и даже 62-сильный двигатель от «Жигулей» ВАЗ-2101.
Но даже эти ограничения не останавливали самых упорных энтузиастов, желавших создавать спортивные и «гранд-туринговые» автомобили. Интересно, что в 1950-70-е годы в Западной Европе тоже выпускались подобные модели на базе агрегатов малолитражек вроде Renault, FIAT или Volkswagen с моторами объемом 0.5-1.1 литра. Так что в каком-то смысле советские умельцы шли в ногу со временем, а иногда даже его опережали.
Ярким примером такого прогрессивного подхода стал заднемоторный КД (известный также как «Спорт-900»). Его дизайн разработал профессиональный художник Эдуард Молчанов, а воплотили в металле и стеклопластике специалисты НАМИ. Автомобиль имел пространственную раму из стальных профилей и кузов из стеклопластика, а агрегаты были взяты от ЗАЗ-965. По внешнему виду КД не уступал зарубежным аналогам, а в 1963–1969 годах было изготовлено не менее шести таких машин.
В 1966–1968 годах в Ярославле построили несколько экземпляров модели «Гепард». В отличие от двухместного КД, это были уже четырехместные автомобили, также созданные на агрегатах «Запорожца», но с кузовом в стиле компактных GT.

«Гепард» – четырехместное купе в стиле Gran Turismo.
Стремление к элегантности проявлялось даже при использовании простейшей мотоциклетной техники. Например, кабриолет «Старт» 1965 года (не путать с украинским микроавтобусом!) с двигателем от мотоцикла К-750 и агрегатами коляски С-3А выглядел забавно и немного наивно, пародируя американский стиль. Но при этом его кузов был изготовлен из алюминия – весьма прогрессивное для самоделки решение!

Кабриолет «Старт» с алюминиевым кузовом.
Прорыв ограничений: машины классом выше
Многие мастера мечтали о более крупных и мощных автомобилях. Исключения из строгих правил начали появляться еще в 1950-х, как в случае с ленинградским родстером на базе «ЗИМа». Со временем таких проектов становилось больше.
В 1962 году на Нальчикском машиностроительном заводе построили купе «Эльбрус-1». Его дизайн был не самым изящным, но машина была оригинальной и оснащалась 75-сильным двигателем от «Волги» ГАЗ-21 – одним из самых мощных, доступных самодельщикам в то время.

«Эльбрус-1» – купе с двигателем от «Волги» ГАЗ-21.
Двигатель «Волги» использовали и известные в мире «Самавто» братья Анатолий и Владимир Щербинины. В 1969 году они создали автомобиль, получивший название ГТЩ (Gran Turismo Щербинин). Позже, в сотрудничестве с братьями Алгебраистовыми, они построили купе следующего поколения уже с 95-сильными моторами от ГАЗ-24. Эти машины, известные как «Сатана» и ЯНА, отличались очень элегантными кузовами, соответствовавшими западной моде, и даже оснащались модными в 1970-е выдвижными фарами.
Именно на таких спортивных самоделках в СССР впервые стали применять различные технические новинки: те же выдвижные фары, электрические стеклоподъемники, двери типа «крыло чайки». Например, Генрих Матевосян реализовал такие двери на своем купе «Орор» (что по-армянски означает «Чайка»). В этой же машине были электрические фары и даже кондиционер – неслыханная роскошь для тех лет!

Купе «Орор» с дверями типа «крыло чайки».
Вершины мастерства: 1980-е годы
В 1980-е годы дизайн и конструкция самодельных спортивных автомобилей достигли невиданной изощренности. Одной из самых ярких звезд того времени стала «Лаура», созданная ленинградцами Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хайновым. Два построенных экземпляра оснащались двигателями ВАЗ-2105 и коробкой передач от ЗАЗ-968.

«Лаура» – одна из самых совершенных самоделок 1980-х годов.
«Лаура» была переднеприводной, причем с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС) от «Нивы» – в то время, когда серийный переднеприводный ВАЗ-2108 еще не выпускался! В ее конструкции использовались амортизаторы от ЗИЛ-130, шаровые опоры ВАЗа, дисковые тормоза от «Москвича-2140», а также самодельные спортивные сиденья и многофункциональная приборная панель.
Еще одной сенсацией стала «Панголина» Александра Кулыгина, впервые показанная в 1983 году. Конструктивно она была проще «Лауры» (задний привод, подвеска от «Жигулей»), но имела авангардный кузов. Крыша и борта могли полностью подниматься и открываться с помощью электропневматических приводов. Позже машину переделали в таргу – часть крыши стала съемной.

«Панголина» в версии тарга.
Закат эпохи и наследие
С началом ввоза иномарок в страну и общими изменениями в жизни СССР массовое движение «Самавто» постепенно сошло на нет. Однако многие удивительные автомобили той противоречивой эпохи – времени тотального дефицита и невероятного творческого порыва – к счастью, сохранились. Их дизайн, где-то наивный, где-то интересный, а где-то очень продвинутый даже по мировым меркам, служит ярким примером того, что невозможное иногда становится возможным благодаря человеческой страсти и изобретательности.
Источник: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/sdelaj-sam...
Обратите внимание: Грунтуем машину электрокраскопультом. ВАЗ-2115.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сделай сам: удивительные советские самоделки, которые были круче серийных машин.

