Буква «М» в названии легендарной «Эмки» — ГАЗ-М1 — отсылает к имени Вячеслава Молотова, в честь которого тогда назывался Горьковский автозавод. Хотя предприятие позже вернуло историческое название, автомобиль навсегда остался в памяти как горьковский, а его история тесно переплетена с американским автопромом, но далеко не является простым копированием.
От копирования к самостоятельности
Первые модели ГАЗ — легковой ГАЗ-А и грузовой ГАЗ-АА — были точными копиями американских Ford Model A и Ford Model AA. Однако сотрудничество с Ford было досрочно прекращено СССР, и следующая модель, ГАЗ-М1, создавалась уже силами советских инженеров. Но говорить о полной независимости было бы неверно — американское влияние оставалось значительным, хотя и творчески переработанным.
Шасси и кузов: знакомые черты, новая суть
По сравнению с ГАЗ-А, «Эмка» получила совершенно новое шасси с увеличенной на 215 мм колесной базой (2845 мм) и более широкой колеей. Рама была усилена мощным Х-образным элементом. Эта конструкция была очень похожа на шасси Ford V8-40 1934 года, чья база была идентичной. Таким образом, в основе лежала знакомая американская схема, но адаптированная под местные условия.

ГАЗ-М1, 1936 г.
Кузов стал принципиальным отличием от предшественника. «Эмка» получила современный для середины 1930-х годов цельнометаллический четырехдверный седан. Его дизайн, за исключением некоторых деталей, практически повторял стиль Ford V8 1934 модельного года. Конструкция кузова, прогрессивная для Европы того времени (многие производители еще использовали деревянный каркас), также была заимствована у американцев.

Конструкция шасси ГАЗ-М1 сильно отличалась от ГАЗ-А, но была очень похожа на шасси Ford V8.

Форд V8‑40 1934 года.
Интересно, что в отличие от Ford, предлагавшего множество модификаций (купе, кабриолеты, пикапы), ГАЗ сосредоточился в основном на седане. Пикап ГАЗ-М415 выпускался серийно, а кабриолет на базе более поздней модификации был построен в единичных экземплярах.
Интерьер: стиль — да, детали — нет
Салон «Эмки» стилистически повторял американский прототип: та же общая компоновка, панель приборов, окрашенная «под дерево». Однако конкретные детали, такие как приборы, были уже советскими, более простыми и без изысков вроде дополнительных циферблатов по бокам от спидометра.

Приборная панель Ford 1934 модельного года.

Панель «Эмки» была похожа на американскую, но не повторяла ее «дословно».
Обратите внимание: Американцы готовят самый мощный в мире пикап.
Подвеска и тормоза: советский путь
Здесь советские инженеры проявили наибольшую самостоятельность. Вместо устаревшей и недостаточно прочной для российских дорог подвески Ford на поперечных рессорах, «Эмка» получила более надежную и современную схему на продольных рессорах. Это было принципиальное и важное улучшение.

Традиционная фордовская подвеска с поперечными рессорами.

Оригинальная подвеска Эмка на продольных рессорах.
Тормозная система осталась механической, как и у Ford того периода. Переход на гидравлику требовал более высоких технологий, которых на тот момент в СССР не было.
Двигатель и трансмиссия: эволюция вместо революции
Сердцем «Эмки» стал модернизированный двигатель от ГАЗ-А (а значит, изначально от Ford Model A) объемом 3.3 литра. Его мощность удалось повысить с 40 до 50 л.с. за счет увеличения степени сжатия и других доработок. В то время как Ford уже перешел на V-образные восьмерки, ГАЗ выбрал путь развития проверенного, более простого и экономичного агрегата. Коробка передач также была глубоко модернизированной версией фордовского агрегата.
Заключение: прагматичный симбиоз
Создавая ГАЗ-М1, советские конструкторы действовали крайне прагматично. Они взяли за основу удачные и современные решения Ford (шасси, дизайн кузова), но там, где это было необходимо, смело отходили от оригинала. Двигатель V8 сочли слишком сложным, подвеску — неподходящей для местных условий. В результате получился не клон, а адаптированный под реалии СССР автомобиль, который сочетал в себе американский стиль и советскую технологическую базу. «Эмка» стала важным шагом к самостоятельности отечественного автопрома, а ее дальнейшая модернизация, увы, была прервана войной.
Источник
СССР Автотехника Изобретения СШАФордЭлектромобильДлинный столб 0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Братья, но не близнецы: как создавалась «эмка» ГАЗ-М1 и причем тут американцы.




