Конец эры льгот: почему электромобили в России могут резко подешеветь

Тупик в переговорах о льготах

Владельцы электромобилей в России могут лишиться важной финансовой поддержки. Министерство экономического развития, Министерство транспорта и государственная компания «Автодор» не могут достичь консенсуса по вопросу продления программы бесплатного проезда по платным трассам для «зеленого» транспорта. Переговоры, начавшиеся осенью, зашли в тупик, несмотря на первоначальные попытки найти компромисс. Напомним, что льгота, позволявшая экономить на платных дорогах, действовала в течение 2023 года и на данный момент не возобновлена. Подробности сложившейся ситуации раскрывает портал «АвтоВзгляд».

Всплеск популярности электромобилей: причины и реалии

Электрический транспорт пережил настоящий бум в крупных российских городах — от столиц до региональных центров. На дорогах появились не только Tesla, но и многочисленные модели из Китая, новичок отечественного рынка Evolute, а также возрожденный «Москвич». Причин такой популярности несколько. Во-первых, это вопрос статуса и моды, во многом заданной фигурой Илона Маска. Во-вторых, ценовой фактор: некоторые импортные и белорусские электромобили стали сопоставимы по стоимости с бензиновыми кроссоверами, при этом предлагая более современный дизайн и просторный салон.

Для тех, чей бюджет был скромнее, доступен субсидируемый Evolute, цена которого приближалась к стоимости новой LADA Vesta. Однако ключевым стимулом для многих стали ощутимые финансовые льготы.

Экономический расчет: когда выгода превращается в убыток

Именно преференции сделали владение электромобилем в мегаполисе экономически оправданным. Бесплатный проезд по платным магистралям, освобождение от платы за парковку в центре города (где час стоянки может доходить до 480 рублей), а также доступ к бесплатным зарядным станциям — все это формировало мощный пакет benefits. Проведя несложные расчеты, потенциальный покупатель мог прийти к выводу, что за три года ежедневных поездок электромобиль полностью окупает себя и начинает приносить чистую экономию. С точки зрения личных финансов, снижение расходов равнозначно увеличению дохода.

Льготы бьют по бюджетам: обратная сторона медали

Однако рост парка электромобилей начал создавать серьезную нагрузку на городские бюджеты. Бесплатные услуги, предоставляемые властями, и недополученная выручка операторами платных дорог (по предварительным оценкам, около 300 тысяч бесплатных проездов) стали ощутимой статьей расходов. В условиях дефицитного бюджета такие траты становятся все более обременительными.

Именно этим объясняется затяжной и сложный характер межведомственных переговоров. С 1 января 2024 года льгота на проезд по платным дорогам уже не действует, и владельцы электромобилей платят на общих основаниях. Эксперты полагают, что к 2025 году программа не будет возобновлена в принципе.

Будущее без преференций: «карета» теряет блеск

Тенденция к отмене льгот носит системный характер. Бесплатная зарядка для электромобилей уже отменена в Беларуси, и аналогичные шаги ожидаются в Москве. Вскоре может быть пересмотрено и правило бесплатной парковки. Лишившись своего главного экономического преимущества, электромобили резко потеряют в привлекательности для массового покупателя. На первый план выйдут их объективные недостатки: зависимость от температуры и снижение запаса хода зимой, потенциально дорогостоящая замена аккумулятора, необходимость иметь второй автомобиль для дальних поездок.

Аналитики прогнозируют, что это приведет к падению спроса и, как следствие, к снижению рыночных цен на подержанные электромобили. На рынке может начаться волна распродаж, и те владельцы, которые первыми осознают необратимость изменений, смогут продать свои машины на более выгодных условиях.

Опрос

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Карета превращается в тыкву.