В рамках научно-популярного проекта «Автомобили мира 1769-1903 гг.» рассматривается восьмой вопрос, посвящённый проверке исторических фактов.

На фотографии изображён паровой трёхколёсный велосипед, созданный Леоном Серполле в 1897 году.
В русскоязычном сегменте интернета большую популярность завоевал автомобильный блогер Стас Асафьев. Его видео, посвящённые истории автомобилестроения, собирают миллионы просмотров. Несомненно, Асафьев и его команда проделали колоссальную работу по популяризации автоистории, возможно, даже превзойдя в этом многих современных профессиональных историков. За этот вклад он заслуживает уважения.
Однако при детальном рассмотрении некоторых эпизодов в его материалах обнаруживаются серьёзные фактические ошибки. К сожалению, интернет часто становится эхом неточностей, которые кочуют из одного источника в другой без должной проверки. Яркий пример такой ошибки можно найти в ролике «Как появились французские гиганты. Битва титанов». На 20-й минуте автор повествует о том, как отец Луи Рено пообещал купить сыну старый двигатель «Панар-Левассор», а сам Луи якобы планировал разбираться в нём в гараже вместе с Леоном Серполле. Контекст подсказывает, что речь идёт о периоде 1895-1897 годов, до призыва Луи Рено в армию.
Почему это маловероятно?
Главная проблема этого утверждения в том, что Леон Серполле был убеждённым и последовательным инженером-«паровиком». Всю свою карьеру он посвятил разработке и совершенствованию паровых двигателей для автомобилей и трамваев. Нет никаких исторических свидетельств о том, что он когда-либо интересовался или работал с бензиновыми моторами внутреннего сгорания.
Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.
Давайте восстановим хронологию деятельности Серполле в указанный период, чтобы понять, был ли у него вообще шанс «повозиться в гараже» с бензиновым двигателем рядом с Луи Рено.
Занятость Леона Серполле в 1895-1898 годах
В 1895 году Серполле участвовал в знаменитой гонке Париж-Бордо-Париж на своих новых паровых автомобилях, где экспериментировал с различными типами топлива, включая уголь.

Параллельно он продолжал свои изыскания в области паровых двигателей для безрельсового транспорта.

В 1896 году фокус его внимания сместился на керосиновые горелки. Результатом этих экспериментов стал уникальный трёхколёсный велосипед с керосиновой горелкой, о котором широко писала техническая пресса в начале 1897 года.

Тот же 1897 год был отмечен для Серполле созданием почтового парового вагона для железной дороги.

На протяжении всего 1897 года его компания активно разрабатывала новые модели четырёхколёсных паровых экипажей, работавших на керосине. О серийном выпуске этих машин сообщил журнал «La Locomotion Automobile» в феврале 1898 года.

Исходя из этого плотного графика инженерной и предпринимательской деятельности, становится очевидным вопрос: когда именно Леон Серполле, полностью поглощённый своими паровыми проектами, должен был найти время, чтобы консультировать молодого Луи Рено по вопросам, связанным с абсолютно чуждым ему бензиновым двигателем? Вероятность такого события крайне мала.
Автор материала: историк автомобилестроения Василий Шишка.
Другие материалы проекта:
Вопрос 1. О проекте и трёхколёсном велосипеде Леона Болле. Самый быстрый автомобиль 1898 года.
Вопрос 2. Борьба с искажениями автоистории: с чего начать.
Вопрос 3. Benz Velo 1898 года: конструкция и управление.
Часть 1.
Часть 2. Двигатель закипел? Это было запланировано!
Часть 3. Что такое ленточный тормоз? Зачем одноцилиндровому двигателю трамблёр? И как укоротить кожаный ремень, если нужно ехать на работу?
Вопрос 4. Студенты изучают старинные автомобили. Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903».
Часть 5. Давайте напихаем мандарины в бочки! Ну, это же ящик! Или когда в голову пришла идея дивана с мотором. Columbia Mark VII 1897 года.
Теги: технологии двигателей, ретро-автомобили, история автомобилей, длинный пост.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как блогер Стас Асафьев обидел Леона Серполле. Борьба с искажениями автоистории. Часть 3.



