Мой путь к водительскому удостоверению начался менее десяти лет назад. До этого я был пешеходом, пассажиром автобусов и пользователем лифтов. В феврале я поступил в автошколу, рассчитывая на стандартные три месяца обучения, и наивно полагал, что уже в марте стану полноправным водителем. Реальность оказалась куда суровее.
Предупреждение читателю
Это не выдуманная история для развлечения. Все описанное — суровая правда из моей жизни. Если бы я хотел сочинить, то написал бы роман. Но это мемуары, и они должны быть честными, иначе какой в них смысл?
Скептицизм друзей и суровая реальность экзаменов
Когда теория и практика в автошколе подошли к концу (стандартные 56 часов вождения), я уже планировал покупку первой машины. Мой друг лишь скептически усмехнулся: «Ты думаешь, сдашь с первого раза?». Как оказалось, он был прав.
Первая часть — теория по билетам ГИБДД — далась относительно легко, со второй попытки. Многие сдают ее сразу. Затем была «площадка» (автодром), которую я тоже преодолел. Но настоящим адом стал «город». По статистике, с первого раза его сдают лишь 6-7% кандидатов. Это те, кто, видимо, уже рождался с рулем в руках.
Экзамен как строгий контроль: 5 камер и полная прозрачность
Экзамен — это не шутки. В машине установлено пять камер. Одна фиксирует педали (сцепление, тормоз, газ). Вторая направлена на салон. Справа сидит инструктор автошколы, сзади — инспектор ГИБДД и так называемый «регистратор». Это не человек, а техническое устройство, коробка с проводами, записывающая все данные.
Процедура начинается с идентификации: нужно показать паспорт в камеру, назвать свое имя. Мне рассказывали, как опытные водители, отправляясь на пересдачу, шептали извинения перед объективом. Я пристегнулся, отрегулировал все под себя, снял машину с ручника — и мы поехали.
Провалы, нервы и философия дорожных «ублюдков»
Первые три попытки сдать город я провалил в течение месяца. Дороги в нашем районе сложные: трамвайные пути, неадекватные водители. Если во время экзамена тебе сигналят, это не просто звук — инспектор может засчитать это как создание аварийной ситуации. Мой инструктор еще на первых занятиях философски заметил, что на дороге встречаются «ублюдки», которые сигналят просто так, для приветствия или чтобы позвать девушку. К ним, мол, надо относиться спокойно.
Экзаменационный маршрут длился 35-40 минут. За это время даже у опытного водителя может случиться прокол. Например, кармашки для разворота были такими крошечными, что нужно было идеально чувствовать габариты машины. Я ждал заветных слов инспектора: «Остановитесь справа. Молодец, сдали». Вместо этого я вспоминал истории про мигрантов, которые, имея 15-летний стаж вождения у себя на родине, месяцами не могли сдать экзамен на российские права из-за языкового барьера.
Ностальгия по «лихим 90-м» и сожаление об упущенном времени
Мои друзья получали права в 1995, 1998, 2002 годах. Для них экзамен был легкой прогулкой: сел, рассказал анекдот, проехал 500 метров — и все, права в кармане. Мне же это было не смешно. Я искренне сожалел, что не занялся этим вопросом раньше, в те «вегетарианские» времена.
С одной стороны, я понимаю: права не должны раздавать как горячие пирожки. Плохие водители — это аварии, травмы и смерть. Обучение должно быть качественным. Но с другой — я был в ярости от абсурдной сложности процесса. Я даже хотел написать гневный пост в «Живом Журнале», но вовремя одумался. Ведь я и сам был не идеален: на тренировках постоянно задевал бордюры. Бордюры, кстати, стали моими «друзьями».
Закон подлости: с каждой попыткой — все хуже
С каждой новой, уже четвертой, пятой, шестой попыткой, я волновался все сильнее, а навыки, казалось, испарялись. Пересдавать можно было раз в месяц.
Обратите внимание: ГИБДД изучает инициативу выдавать водительские права с 16 лет.
В отчаянии я стал докупать дополнительные часы вождения в другой автошколе, искал «своих» инструкторов, которые понимали бы мою проблему.А потом у меня истек срок действия теории, которую я сдал полгода назад. Пришлось пересдавать и ее. А следом «площадку», так как прошел год. Я оказался в замкнутом круге.
Осенние очереди, пирожки и автобусы
Честно признаюсь, я несколько раз проспал свои экзамены. На улицах у ГИБДД собирались толпы таких же несчастных, ожидающих своей участи в учебных машинах с инспекторами. На улице стояла осень. Я покупал в ближайшем ларьке пирожок с картошкой и чай «три в одном» за 15 рублей. А потом, после очередного провала, шел на автобусную остановку.
Абсурдные ошибки от волнения
Иногда я тупил на ровном месте. Там, где нужно было уверенно ускориться и переключиться, я тащился на третьей передаче. Однажды, когда со двора выскочила «Газель» (она была не права), я так резко замедлился, что инспектор просто сказал: «Припаркуйтесь справа». Все, конец.
Другой раз, делая разворот, я увидел справа припаркованную машину с водителем внутри. Завершив маневр, я почему-то вслух прокомментировал: «Машина от меня справа, поэтому я не уступаю». Инспектор и инструктор разразились смехом. Сквозь хохот инспектор выдохнул: «Не сдали, гражданин». Мне было не до смеха. Это была трагедия! Я просто оговорился.
Финишная прямая: 13 месяцев и 15 попыток
Я поступил в автошколу в феврале. Права я получил в марте. Но только в марте СЛЕДУЮЩЕГО года. Весь процесс занял 13 месяцев и потребовал 14 или 15 попыток сдать «город».
Ирония судьбы: когда через год я наконец пришел на экзамен по «площадке» (которую пришлось пересдавать), инспектором оказался тот самый человек, который принимал у меня ее год назад. Он узнал меня, улыбнулся издалека и смотрел, как на Робинзона Крузо, выбравшегося из джунглей: небритого, измученного, с немым вопросом «Что ты здесь забыл?» в глазах.
Абсолютный чемпион автошколы
Я сдал. К тому моменту я откатал не менее 200 часов вождения вместо положенных 56. Я стал абсолютным рекордсменом и чемпионом по количеству потраченного времени и денег в своей автошколе. Денег было оставлено много, но сейчас я ни о чем не жалею. Этот опыт бесценен.
Эпилог: история Вити и «семерки»
Спустя несколько лет в нашем офисе работал парень Витя — жизнерадостный и общительный. Он тоже пошел учиться на права и почти сразу купил себе ВАЗ-2107 («семерку»). Я выразил сомнение в надежности такой покупки. «Ерунда! — парировал Витя. — Сдам в аренду. А ремонтировать будут друзья, опытные автомеханики». Не каждый, кстати, возьмется за старые русские автомобили.
Друзья его машину (точнее, завели) и поставили в гараж. Через три месяца Витя получил звонок по поводу продажи этой «семерки».
— Что продаешь? — спросил я.
— Да… тачка г…но. Пока в гараже стояла, опять сломалась.
— Не заводится?
— Не заводится просто так.
Кстати, в это же время Витя завалил экзамен по «городу». Механик ему теперь был не нужен — нужно было сдать на права. История, как видите, имеет свойство повторяться.
[Моя] История жизни Автомобилист ГАИ Водительские права Водитель автомобиля PDDM Pad Длинный текст статьи 4Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сдать на права - не поле перейти.
