Jaguar C-X75: Революционный концепт, который так и не стал серийным

История автомобилестроения знает множество примеров, когда гениальная идея рождала невероятный автомобиль, но путь от концепции до конвейера оказывался непреодолимым из-за колоссальных затрат. Одним из самых ярких и печальных примеров такой судьбы стал юбилейный концепт-кар Jaguar C-X75, представленный в 2010 году.

Этот автомобиль стал своеобразным подарком компании себе на 75-летие, что и отражено в его названии: «C» — концепт, «X» — эксперимент, «75» — возраст бренда.

Технологическое чудо своего времени

Проект C-X75 был уникален во многих отношениях. Его разработали всего за два года, что невероятно быстро для такого сложного автомобиля. Он стал обладателем одного из самых мощных в мире гибридных силовых агрегатов (PHEV) мощностью 850 л.с. с крутящим моментом 1000 Нм. Основой автомобиля служил несущий кузов из углеродного композита, обеспечивающий невероятную легкость и жесткость.

Сердце зверя: футуристическая силовая установка

Силовая установка C-X75 была настоящим инженерным прорывом. Четыре электродвигателя, встроенные непосредственно в колеса, получали энергию от литий-ионной батареи емкостью 19 кВт·ч, которой хватало на 100 км чистого электрического хода. Для подзарядки батареи в пути использовалась не обычная ДВС-установка, а пара микротурбин Bladon Jets объемом 1,6 литра каждая.

Эти компактные газотурбинные двигатели могли работать на самом разном топливе — от дизеля до сжиженного газа. В гибридном режиме общий запас хода этого «зеленого» суперкара достигал впечатляющих 1000 километров.

Динамика и экологичность

Несмотря на гибридную природу, C-X75 был настоящим суперкаром: разгон до 100 км/ч занимал 2,9 секунды, а максимальная скорость превышала 320 км/ч. Для высокой устойчивости инженеры оснастили его активной аэродинамикой с коэффициентом лобового сопротивления 0,32. Роботизированная 7-ступенчатая трансмиссия, доработанная совместно с Williams Advanced Engineering, переключала передачи менее чем за 200 миллисекунд.

Парадоксально, но при такой бешеной динамике автомобиль оставался экологичным: в электрическом режиме выбросы CO₂ не превышали 89 г/км. Jaguar C-X75 демонстрировал, что будущее высоких скоростей может быть «зеленым».

Триумф на автосалоне и суровая реальность

Дебют концепта на Парижском автосалоне в 2010 году вызвал фурор. Публика и пресса были в восторге от дизайна и технологий.

Обратите внимание: Обзор Jaguar I-Pace .

Руководство Jaguar, в лице глобального директора Адриана Холлмарка, первоначально позиционировало автомобиль как демонстратор технологий, но под давлением общественности пообещало ограниченный тираж в 250 экземпляров.

Однако когда инженеры и финансисты сели за расчеты, стало ясно: производство C-X75 в его оригинальном, революционном виде будет астрономически дорогим. Проект встал на паузу.

Попытка спасения и окончательный провал

Команда под руководством главного дизайнера Яна Каллума и инженеров Williams начала искать пути удешевления. В жертву были принесены эффектные «лебединые» двери, микротурбины, а количество электромоторов планировалось сократить. Даже в упрощенном виде стоимость оставалась запредельной.

Окончательную точку в истории поставили экономический кризис 2012 года и смена собственника бренда (контрольный пакет перешел к Tata Motors). Новое руководство не стало вкладываться в «легкомысленный проект суперкара стоимостью в миллион долларов».

Второе рождение на большом экране

Хотя серийного производства не случилось, C-X75 обрел бессмертие в кино. В 2015 году он появился в фильме о Джеймсе Бонде «Спектр», участвуя в эпической погоне по Риму. Для съемок компания Williams Advanced Engineering построила шесть машин, но уже с более традиционной начинкой — атмосферными двигателями V8 и механической коробкой передач.

Одна из таких «киношных» модификаций даже участвовала в показательных заездах Гран-при Мексики. Оригинальный же концепт-кар с микротурбинами занял почетное место в музее Jaguar, оставшись символом смелой, но неосуществимой мечты.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: В шаге от конвейера: что вы знаете о Jaguar C-X75.