На открытой площадке музея в Верхней Пышме уже несколько лет можно увидеть внушительный экспонат — карьерный самосвал БелАЗ-75600. Эта машина, некогда бывшая королем карьеров, теперь стала частью истории, доступной для обозрения всем желающим.

Происхождение и трудовая биография
БелАЗ-75600 — это модель, которую начали выпускать на знаменитом Белорусском автомобильном заводе в городе Жодино с 2005 года. Особенность производства таких гигантов в том, что завод изготавливает основные агрегаты, а окончательную сборку всего самосвала проводят уже непосредственно на месте его будущей работы — обычно на территории горнодобывающего предприятия.
Конкретно этот экземпляр прибыл в музей прямиком с угольного разреза в Кузбассе. Там машина добросовестно трудилась на протяжении 11 лет, за которые на ее счету накопились впечатляющие цифры: 620 тысяч километров пробега и 90 миллионов тонн перевезенного угля. Это настоящий ветеран тяжелой промышленности.

Габариты и внешний вид
Размеры автомобиля по-настоящему монументальны и заставляют почувствовать себя букашкой рядом с ним. Чтобы оценить масштаб, достаточно взглянуть на фотографии, где рядом с гигантом стоят люди.

Сердце гиганта: двигатель и трансмиссия
Под капотом (если так можно выразиться о такой технике) этого исполина скрывался настоящий инженерный шедевр — 18-цилиндровый V-образный дизельный двигатель. Его объем составлял колоссальные 78 литров, а мощность достигала 3500 лошадиных сил. Интересно, что сейчас сам двигатель демонстрируется в музее как отдельный экспонат.
Самосвал использовал передовую для своей категории электромеханическую трансмиссию. Принцип ее работы заключался в следующем: дизельный двигатель вращал генератор, который вырабатывал электрический ток. Этот ток, в свою очередь, питал два мощных электродвигателя, непосредственно приводивших в движение колеса. Такая схема обеспечивала плавность хода и высокую эффективность.
Обратите внимание: Самый безумный седан в истории.
Максимальная скорость гиганта составляла 64 км/ч, что для машины таких размеров весьма впечатляет. Удельный расход топлива равнялся 201 грамму на киловатт-час.
Грузоподъемность и масса
Основное предназначение БелАЗа — перевозка огромных масс породы. Объем его кузова варьировался от 139 до 199 кубических метров, если считать с "горкой". Максимальная грузоподъемность достигала 320 тонн. Когда самосвал был загружен под завязку, его полная масса составляла астрономические 560 тонн.

Ходовая часть и колеса
Колеса этого монстра сами по себе являются произведением инженерного искусства. Их диаметр — целых 4 метра, а маркировка 59/80R63 говорит сама за себя. Вес одного только колеса с шиной приближался к 8 тоннам. Подвеска как переднего, так и заднего мостов была независимой, построенной на продольных рычагах с центральным шарниром, что обеспечивало машине необходимую плавность хода по неровностям карьера.

Режим работы и наследие
Такие машины работали в режиме нон-стоп, 24 часа в сутки. Для этого за каждым самосвалом было закреплено четыре водителя, работавших посменно. Каждые 250 моточасов гигант проходил плановое техническое обслуживание. Долгое время БелАЗ-75600 оставался самым крупным грузовым автомобилем, производимым на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ).
Однако прогресс не стоит на месте. В 2023 году в коллекции музея Верхней Пышмы появился новый, еще более крупный автомобиль, который отобрал у БелАЗа-75600 титул самого большого. История этой новой машины — тема для отдельного увлекательного рассказа.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Уже не самый большой в стране автомобиль - музейный экспонат. БелАЗ-75600.


