На Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) водители всё чаще сталкиваются с опасной ситуацией: самосвалы, гружённые песком или щебнем, движутся по скоростным полосам без надлежащего укрытия кузова. Встречный поток воздуха сдувает с них мелкие камни и песок, которые могут нанести серьёзный ущерб проезжающим мимо автомобилям — от сколов на лакокрасочном покрытии до повреждений лобовых стёкол. Многие автомобилисты вынуждены совершать рискованные манёвры, чтобы избежать «песчаного обстрела».

Такая практика не только создаёт аварийные ситуации, но и прямо нарушает действующие правила. В Республике Беларусь, как и в других странах, перевозка грузов строго регламентирована. Согласно главе 24 Правил дорожного движения, водитель обязан обеспечивать безопасное размещение, крепление и состояние груза на протяжении всей поездки. Если груз представляет угрозу для других участников движения, водитель должен немедленно устранить проблему или прекратить движение.

Что прямо запрещают правила?
Статья 184 ПДД Республики Беларусь содержит прямой запрет на перевозку грузов, которые:
- создают угрозу безопасности дорожного движения (п. 184.1);
- загрязняют дорогу и окружающую среду, создают пыль или шум (п. 184.5).
Песок и щебень, разлетающиеся из кузова, подпадают под оба этих пункта. Груз должен быть надёжно закреплён и укрыт, чтобы исключить его выпадение.
Обратите внимание: Почему люди в Дубае бросают элитные авто?.
Ответственность за соблюдение этих норм полностью лежит на водителе и владельце транспортного средства.Помимо ПДД, существуют специальные Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. В них, в частности, указано (п. 259), что при перевозке сыпучих материалов по дорогам с твёрдым покрытием кузов должен быть оборудован защитным тентом или другим укрытием, предотвращающим загрязнение дороги.

Почему проблема сохраняется?
Парадокс в том, что большинство современных самосвалов изначально оснащены необходимыми механическими или рулонными тентами. Однако водители зачастую пренебрегают их использованием, чтобы сэкономить время на погрузке и разгрузке. Эффективного контроля на пунктах загрузки часто не ведётся, что позволяет нарушителям чувствовать себя безнаказанно.

Административная ответственность за такие нарушения, согласно статье 18.13 КоАП Республики Беларусь, предусматривает штраф до 4 базовых величин. Однако на практике это мало кого останавливает, так как при первичном нарушении и признании вины водитель может отделаться лишь предупреждением (ст. 8.3 КоАП). Несоразмерно низкая санкция не стимулирует перевозчиков соблюдать правила.
Что делать, если ваш автомобиль пострадал?
Если камень из кузова самосвала повредил ваш автомобиль, это не просто досадная случайность, а дорожно-транспортное происшествие (п. 2.18 ПДД). Ваши действия должны быть чёткими:
1. По возможности зафиксируйте номер и марку самосвала, время и место события.
2. Немедленно остановитесь, включите аварийную сигнализацию и вызвайте сотрудников ГИБДД для оформления ДТП.
3. Предоставьте все имеющиеся доказательства: записи с видеорегистратора (самый весомый аргумент), фотографии повреждений и места происшествия, показания свидетелей.
4. В объяснениях укажите, что ущерб причинён грузом (камнем) из движущегося транспортного средства.

После оформления административных материалов у вас появляется законное основание для предъявления гражданского иска к владельцу самосвала о возмещении стоимости ремонта. Ответственность за причинённый ущерб несёт водитель и компания-перевозчик, нарушившие правила перевозки грузов.
Таким образом, проблема «песчаных» самосвалов на дорогах — это не только вопрос бытового неудобства, но и серьёзное нарушение, угрожающее безопасности и имуществу граждан. Автомобилистам важно знать свои права и активно их отстаивать, а контролирующим органам — усиливать надзор за соблюдением правил перевозки сыпучих грузов.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: На МКАД, как в Дубае.




