Жители Дальнего Востока и Сибири столкнулись с нехваткой топлива из-за сложного экономического положения независимых АЗС. Заправки работают в убыток в связи с ростом оптовых цен. Часть бизнесменов не могут закупить топливо с запасом и сокращают ассортимент. ФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо и рекомендовала увеличить объемы производства нефтепродуктов. Как эксперты оценивают ситуацию — расскажем ниже в сюжете.
Дорого и недоступно
Россияне столкнулись с дефицитом и недоступностью топлива из-за тяжелого экономического положения независимых АЗС. Такая ситуация сложилась на Дальнем Востоке и в Сибири.
«В ряде регионов независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены ставить цены на 5–7 рублей выше, чем у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В итоге потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов», – рассказал «Известиям» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.Евгений Аркуша. Фото: Яндекс. Картинки
По информации издания, оптовая цена на зимний дизель во Владивостоке – 65 рублей за литр, а розничная цена у ВИНК – 56 рублей. В итоге независимые АЗС либо банкротятся, так как работают в убыток, либо остаются без запасов топлива. Банки не дают кредиты, и заправки оказываются в тяжелом финансовом положении, не имея возможности пополнять запасы.
«Если раньше запасы были на нефтебазах на 60 суток, то теперь с учетом роста оптовых цен, отгрузок с НПЗ товара, приобретенного по предоплате через 30–40 дней, времени в пути по железной дороге 10–20 дней заправки практически работают с колес», — пояснил «Известиям» руководитель группы компаний «Омни» (объединяет три нефтебазы и 49 АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае) Денис Писаревский.
Как следствие, на АЗС ВИНК образуются большие очереди, а независимые заправки, которые занимают 60% рынка, вынуждены закрываться.
Впрочем, в Минэнерго сообщили изданию, что информация о дефиците топлива в регионах ДФО не поступала в ведомство, а в рамках суточного мониторинга обеспеченность бензином и дизелем превышает 10 суток.
Фото с сайта https://www.pexels.comФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо всех видов и «настоятельно рекомендовала» увеличить объемы производства нефтепродуктов.
Как пишет «Лента.Ру», Федеральная антимонопольная служба ранее разработала меры по регулированию рынка топлива, которые будут способствовать стабилизации цен на зимний дизель. Ведомство предлагает повысить норматив продажи дизеля на бирже с 7,5 до 10 процентных пунктов. Это позволит создать запас в период повышенного спроса.
Для сохранения стабильных поставок топлива на рынки ДФО в правительстве прорабатывается механизм субсидирования перевозок нефтепродуктов, который должен заработать в 2022 году. Его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка, сообщает ТАСС.
Высокие налоги и неоправданные ожидания
Фото с сайта https://www.pexels.comНа Дальнем Востоке есть два вида АЗС – с более дешевым и более дорогим топливом.
Обратите внимание: Заправил бензин вместо дизеля или дизель вместо бензина, что делать?.
Как следствие, спрос на бензин и дизель там, где дешевле (а это, как правило, вертикально интегрированные компании), выше, рассказывает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.«Там отмечается именно проблема с ценами. Действительно, на бирже цены выше, чем в рознице. Получается, что АЗС приходится работать в убыток, закупая топливо. Причем ВИНК действительно могут себе позволить, чтобы розница работала в минус. А вот как будут выходить из сложившейся ситуации независимые заправки, честно сказать, не совсем понятно. Скорее всего, требуется вмешательство правительства, прежде всего с точки зрения ценовых моментов, поскольку проблема не в физическом отсутствии бензина или дизеля. Проблема в том, что в одном месте топливо дешевле, а в другом – дороже».Фото с сайта https://www.pexels.com
Проблемы возникают и потому, что в России нет прямой корреляции между ценой на бензин и стоимостью нефти, считает президент Сибирского правового центра защиты прав потребителей Евгений Митрофанов.
«Очень высока доля налогообложения, в частности акцизов. Государство не в состоянии достаточно быстро корректировать акцизы, для того чтобы регулировать стоимость топлива. Условно говоря, цена на топливо упала – давайте еще больше денег соберем с людей. На мой взгляд, сама по себе стоимость топлива, в частности бензина, – один из показателей качества и стоимости жизни. Ведь с использованием бензина у нас осуществляется большинство перевозок внутри регионов: продукты и товары перевозят, сами жители перемещаются. И если транспортные расходы слишком велики, о каком качестве можно говорить?»Фото с сайта https://www.pexels.com
Кризис с частными заправками на Дальнем Востоке назревал давно, он связан не только с финансовыми сложностями для компаний, которые появились в эпоху коронавируса, говорит финансовый директор ООО «Глобал Эксперт», доцент Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Лужкова Алексей Шестемиров.
«Речь идет еще и о том, что у потребителя, особенно не местного, а проезжающего, всегда вызывает определенные опасения заправка на нефранчайзинговых АЗС. Сегодня по этому поводу уже собираются рабочие группы, начинают прорабатывать вопрос потенциального оперативного строительства сетевых заправок, где наблюдается их дефицит. А вот вопрос поддержки локальных заправочных компаний весьма дискуссионный, требующий более серьезного анализа и гарантий качества со стороны собственников таких компаний».
#бензин #топливо #дальний восток #сибирь #кризис #дизель #высокие цены
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Деньги или бензин: почему на Дальнем Востоке и в Сибири дефицит топлива.