Продажа активов Renault в России и перспективы возрождения бренда «Москвич»

В мае 2022 года Минпромторг объявил о завершении сделки по продаже французским автогигантом Renault своего российского бизнеса. Активы компании перешли в собственность государства: доля в «АВТОВАЗе» была передана НАМИ, а московский завод «Рено Россия» перешёл под управление правительства Москвы.

Renault, который за полтора десятилетия инвестировал в российский рынок миллиарды евро и считал РФ своим вторым по значимости рынком после Франции, не раскрыл финансовые детали соглашения. Остаётся неясным, была ли сумма сделки символической или приближалась к оценке активов в 2 млрд евро, озвученной ранее самой компанией.

Примечательно, что условия соглашения предусматривают для Renault возможность вернуть свою долю в «АВТОВАЗе» в течение шести лет. Однако это право не распространяется на московское предприятие, которое окончательно и бесповоротно переходит под контроль российских властей.

На фото: завод Renault в Москве, который согласно соглашению переходит на баланс столицы без права обратного выкупа. Фото: banki.ru

Новая жизнь старых мощностей: что ждёт московский завод?

Ключевой вопрос, который теперь встаёт перед отраслью, — как эффективно использовать полученные активы. Мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил о планах возродить на базе бывшего завода Renault легендарный советский бренд «Москвич». Техническим партнёром этого проекта должен стать «КАМАЗ».

История Московского автозавода полна взлётов и падений. Некогда флагман отечественного автопрома, предприятие прошло путь от завода имени КИМ до АЗЛК и ОАО «Москвич», завершившийся банкротством в 2007 году. После кризиса 1998 года производство на его мощностях удалось сохранить благодаря созданию СП «Автофрамос», которое позже было поглощено Renault Group. Завод был полностью модернизирован и специализировался на выпуске популярных кроссоверов: Renault Kaptur, Arkana и Duster.

Легендарный «Москвич-2141», выпускавшийся на московском автозаводе до 2003 года, славился своей прочностью и надёжностью.

Национализация как тренд и будущее «Москвича»

Сделка с Renault знаменует начало практической реализации политики национализации активов иностранных компаний, покидающих российский рынок. Этот процесс, судя по всему, не ограничится одним автопроизводителем.

Обратите внимание: Взял дизельный Renault Duster - делюсь впечатлениями.

Однако главная интрига заключается в том, каким будет новое воплощение «Москвича». Пока неясно, станем ли мы свидетелями ребрендинга существующих моделей Renault или же увидим принципиально новые разработки под отечественной маркой.

Электромобиль «КАМА-1», разработанный на «КАМАЗе» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом.

Технологические перспективы и юридические сложности

Участие «КАМАЗа» в проекте открывает интересные возможности. Например, на освободившихся мощностях может найти пристанище концепт электромобиля «КАМА», представленный ранее. До геополитических событий 2022 года создатели этого стартапа планировали масштабное производство, в том числе и в Европе. Теперь эти планы требуют пересмотра, и московский завод мог бы стать для них логичной площадкой.

Существует и юридический нюанс: права на товарный знак «Москвич» с 2009 года принадлежат немецкому концерну Volkswagen AG, который перевёл бренд в разряд «спящих». Как будет решаться этот вопрос в текущих условиях — остаётся открытым.

Вопросы организационного и технологического характера стоят остро. Есть ли в стране необходимые компетенции и ресурсы для создания конкурентоспособного автомобиля с нуля? Кто возьмёт на себя ответственность и руководство проектом — специалисты «КАМАЗа», столичные власти или, как было озвучено, даже структуры вроде Роскосмоса, готовые взять под управление профильные активы?

История последних тридцати лет не знает успешных примеров создания в России массового легкового автомобиля с чистого листа. Однако нынешняя ситуация беспрецедентна, и, возможно, она станет тем самым вызовом, который даст импульс для качественного рывка отечественного автопрома. Как говорится, поживём — увидим.

#авто #обзор #внедорожники #транспорт #новости

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: Renault продала бизнес в рф. Возродится ли «Москвич»?.