Сразу после запуска производства автомобилей ВАЗ в Тольятти, эти машины стали появляться на раллийных и трековых соревнованиях. Их спортивную подготовку вели не только на самом заводе, но и в многочисленных клубах и мастерских по всему СССР. Основные доработки включали облегчение кузова, форсировку двигателя и модернизацию подвески для повышения динамических характеристик.
Металекс Лада 1600 Ралли
Старт в международных соревнованиях
«Жигули» активно использовались во внутренних соревнованиях и в Кубке Дружбы Социалистических Наций. Этот турнир, состоявший из нескольких этапов в разных странах соцлагеря, стал своеобразной альтернативой капиталистическим чемпионатам мира и Европы. Уже в 1971 году автомобили ВАЗ дебютировали на международной арене, приняв участие в знаменитом ралли «Тур Европы».
Чехословацкая ВАЗ 2103 Metalex Racing A2
Эволюция мощности: от Прибалтики до лидеров
С годами подготовка спортивных версий становилась все серьезнее. Особенно преуспели в этом страны Балтии. Например, эстонская фирма Vihur создала раллийный ВАЗ-21011 с 1.3-литровым двигателем, форсированным до 88 л.с., что было почти на 20 сил больше стандарта. Этот легкий автомобиль мог разгоняться до 170 км/ч.
Металекс Лада А5 2000 Кольцо
Вершиной советской гоночной мысли стали автомобили Вильнюсского завода спортивных автомобилей (ВФТС) под руководством знаменитого гонщика Стасиса Брундзы. Их ВАЗ-21011 оснащался 1.6-литровым двигателем с двумя карбюраторами Weber, выдававшим 140 л.с. и разгонявшим машину до 180 км/ч.
Гоночный автомобиль Лада ВФТС МТХ
Легендой стал литовский ВАЗ-2105 ВФТС. Его двигатель развивал уже 160 л.с., позволяя машине разгоняться до 100 км/ч за 8.4 секунды и достигать максимальной скорости 190 км/ч. Таких машин было выпущено около тридцати, и некоторые из них даже экспортировались за границу, в том числе в Скандинавию.
Чехословацкий вклад: мастерская Metalex
Особый интерес к «Ладам» проявляли в Чехословакии — стране с развитыми автомобильными и спортивными традициями. Местная компания Metalex (MTX) специализировалась на создании специальных автомобилей и активно взялась за модификацию советских моделей.
Полноприводная Лада Поча, похожая на ВАЗ-2105
Чехи выпускали целые серии гоночных «Лад»: от ВАЗ-2101 MTX Racing с 150-сильным мотором до раллийных «трешек» и «пятерок». Они экспериментировали с увеличением объема двигателя до 2 литров и мощностью до 156 л.с. Их вершиной стала доработанная литовская Lada VFTS Racing (MTX 5‑04) с двигателем, развивавшим 172 л.с. при 7800 об/мин и максимальной скоростью свыше 200 км/ч. Помимо двигателя, чехи серьезно работали над облегчением кузова, спортивным интерьером и подвеской, иногда используя компоненты от чешской же Skoda 130 RS.
Французская Лада-Нива для ралли
Французские амбиции: от классики до «Самары» с Porsche
Во Франции популяризацией «Лад» занимался предприимчивый Жан-Жак Пош. Его усилия привели к тому, что в некоторые годы Lada входила в десятку самых продаваемых в стране машин. Спортивные проекты стали частью его агрессивной маркетинговой стратегии.
Раллийная Нива на автосалоне в Париже
Французы начали с экстремальных переделок «Нивы» для легендарного ралли-марафона Париж-Дакар. Со стандартного мотора в 110 л.с. они перешли на французские 2.4-литровые V6 мощностью около 310 л.с., использовали карбоновые панели кузова. Высшим достижением «Нивы» стало второе место в общем зачете «Дакара» в 1982 и 1983 годах.
Но самым невероятным проектом стала Lada Samara T3, представленная в 1990 году.
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?
Это был полноприводный автомобиль на пространственной раме с кузовными панелями из кевлара, оснащенный 3.6-литровым оппозитным двигателем Porsche мощностью около 360 л.с. и трансмиссией от Porsche 911 Carrera 4. Подвеска также была позаимствована у спортивного Porsche 959. Эта «Самара» показывала выдающиеся результаты: седьмое место на «Дакаре-1990» и пятое — в 1991 году.
Лада Самара Т3 с двигателем Porsche
Гоночная Лада Самара на трассе
Наследие гоночных «Лад»
После распада СССР финансирование гоночных программ прекратилось, но машины еще несколько лет участвовали в соревнованиях. Два французских автомобиля Samara T3 позже были выкуплены ВАЗом и теперь хранятся в музее. А чехословацкие «Лады» от Metalex сегодня стали ценными экспонатами для коллекционеров, хранящими память об эпохе, когда скромные советские автомобили превращались в грозные гоночные машины руками энтузиастов по всему миру.
источник
Автомобильная техника Ретро Автомобили Изобретения АвтоВАЗ История автомобиля Запчасти двигателя Модификация Спорт Гонки Ралли Советский Союз Жигули70-е 80-е 90-е годы Longpost 4Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сделано не в СССР: как иностранцы переделывали «Лады» в гоночные машины.



