ЗИЛ-118 «Юность»: почему амбициозный советский микроавтобус так и не стал массовым

В начале 1960-х годов в СССР царила атмосфера смелых начинаний и веры в прогресс. Страна переживала бурное развитие: росли новые города, возводились грандиозные электростанции, а первый полёт человека в космос вдохновлял на новые свершения. Именно в этот период на заводе ЗИЛ группа молодых инженеров-энтузиастов, поддержанная руководством, загорелась идеей создать необычный многоместный автомобиль — микроавтобус, который получил имя «Юность».

Первый образец ЗИЛ-118 «Юность»

Рождение идеи

Инициатива исходила от самих конструкторов, а не от плановых органов. Хотя формальным поводом для разработки стала необходимость снизить затраты на производство представительского лимузина ЗИЛ-111, для создателей главным была не экономика, а возможность создать что-то революционное и необычное. Планируемый спрос в 4000 машин в год выглядел скорее декларацией, чем реальным расчётом в условиях планового хозяйства.

В начале 1960-х «Юность» выглядела элегантно и даже шикарно

Конструкция и характеристики

Дизайн, созданный Эриком Сабо, был авангардным. Первый опытный образец, ЗИЛ-АБ, вскоре получивший имя «Юность», отличался оригинальным внешним видом. Машина имела несущий кузов, независимую переднюю подвеску и задний рессорный мост. Сердцем микроавтобуса стал 6-литровый V8 от грузовика ЗИЛ-130, форсированный до 150 л.с., но с пониженной степенью сжатия для работы на обычном бензине. Автомобиль оснащался двухступенчатой автоматической коробкой передач от лимузина ЗИЛ-111.

В салоне «Юности» использованы элементы ЗИЛ-111, в том числе кнопки управления АКПП

При длине почти 6,9 метров и 16 посадочных мест «Юность» занимала промежуточное положение между большими микроавтобусами и малыми автобусами, не вписываясь в стандартные советские классификации. Её главным недостатком с практической точки зрения был огромный расход топлива — около 30 литров на 100 км, что делало её абсолютно неконкурентоспособной по сравнению с экономичным РАФ-977.

Карета скорой помощи ЗИЛ-118А

Поиск своей ниши и первые модификации

Заводские энтузиасты видели для «Юности» множество применений: маршрутное такси, транспорт для аэропортов, автомобиль для делегаций. Однако экономическая целесообразность этих идей была сомнительной. Реальной нишей для такой дорогой и мощной машины стали специальные службы. На её базе была создана первая в СССР карета скорой помощи с высоким потолком (ЗИЛ-118А), где врачи могли работать в полный рост. Подъёмная крыша с механизмом на сильфонах, изготовленных на пуговичной фабрике, стала инженерной находкой. Такие машины поступили в 4-е Главное управление Минздрава, обслуживавшее партийную элиту.

У ранней «Юности» задняя дверь открывалась налево, у ЗИЛ-118К задняя дверь открывалась направо

Мифы и реальность

История «Юности» обросла легендами. Говорили о восторге Никиты Хрущёва и о том, что Генри Форд-младший во время визита в Москву якобы просил продать лицензию на производство. Последнее маловероятно, учитывая, что у Ford уже была успешная линейка микроавтобусов Econoline. Более правдоподобна история об успешном выступлении ЗИЛ-118 на международных автобусных гонках в Ницце в 1967 году, где он завоевал несколько наград.

Было построено всего несколько автомобилей скорой помощи ЗИЛ-118КА с увеличенной высотой крыши

Модернизация и закат

В 1970 году появилась модернизированная версия — ЗИЛ-118К с новым дизайном, 170-сильным двигателем и трёхступенчатым «автоматом». Машина окончательно превратилась в штучный продукт для госорганов, КГБ и МВД. Даже заводские испытатели отмечали её недостатки: неудобное место водителя, ненадёжную подвеску, плохую вентиляцию.

Поздний ЗИЛ-3207 с прямоугольной фарой

Несмотря на постановление 1977 года о выпуске 2000 машин в год для удешевления производства нового лимузина ЗИЛ-4104, проект так и не получил финансирования. Пик производства пришёлся на начало 1990-х, когда появились покупатели на дорогую отечественную экзотику. Последние отчаянные попытки вдохнуть в проект жизнь, вроде создания пикапа на базе микроавтобуса, успеха не имели.

Любопытный экспериментальный пикап ЗИЛ-32072Г

Итоги

За всю историю, с 1962 по 1998 год, было выпущено всего 87 автомобилей «Юность» во всех модификациях. Это был красивый, мощный, но экономически нежизнеспособный и непрактичный для массового использования проект. Он стал символом инженерной романтики, столкнувшейся с суровой реальностью плановой экономики и рыночных законов. Сегодня уцелевшие экземпляры «Юности» стали музейными экспонатами и предметом гордости коллекционеров, напоминая о смелой, но нереализованной мечте советского автопрома.

источник

Изобретения автомобилей, запчасти для двигателей, хочу знать все о Советском Союзе, советском производстве, истории автомобилей, длинная статья 11

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Ошибки «Юности»: почему необычный советский микроавтобус оказался никому не нужен.