К началу 1970-х годов советские инвалиды и инженеры столкнулись с серьезной проблемой. Серпуховские мотоколяски, такие как модель С-3Д, конструктивно базировались на решениях середины 1950-х годов и безнадежно устарели. Их слабые и ненадежные мотоциклетные двигатели, неудобные секвентальные коробки передач и примитивная электрика делали эксплуатацию настоящим мучением. Даже обновленный кузов версии 1970 года не спасал ситуацию — к середине десятилетия эта техника выглядела архаично и требовала кардинальной замены.
Эскиз НАМИ-0204 — концепция микроавтомобиля, призванного заменить электроколяску.
Поиск нового решения
В 1976 году на Серпуховском мотоциклетном заводе осознали, что модернизировать старую коляску бесполезно, и начали работу над принципиально новой машиной — компактным, но полноценным микроавтомобилем. К проектированию привлекли ведущий отраслевой институт НАМИ. Главным конструктором проекта НАМИ-0204 стал Владимир Миронов, известный своими новаторскими идеями, в частности, в области переднеприводных компоновок.
Польский Fiat 126P в конце 1970-х был современным и технологичным микроавтомобилем.
Первоначальный проект предполагал создание переднеприводного автомобиля с двигателем воздушного охлаждения. Рассматривались даже экзотические варианты, например, роторно-поршневой мотор. Однако в СССР на тот момент просто не существовало подходящего серийного силового агрегата для такого класса машин. Взоры инженеров обратились к странам Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), где можно было найти готовое решение.
Польский кандидат
Им стал польский Fiat 126P, выпускавшийся по итальянской лицензии с 1972 года. Это был вполне современный для своего времени автомобиль с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения (0,6 л, 23 л.с.), полностью независимой подвеской и лаконичным дизайном. В Польше его ласково называли «Малух» (Малыш).
Польский Fiat 126P, проходивший испытания в СССР.
Специалисты НАМИ тщательно изучили и испытали «Фиат». Для него даже разработали и опробовали отечественное ручное управление, адаптированное для инвалидов. Идея организовать производство этой модели в СССР всерьез рассматривалась.
Польский Fiat, оснащенный советским ручным управлением.
Главное препятствие и его преодоление
Однако у польской машины был фундаментальный недостаток с точки зрения советских инженеров — заднемоторная компоновка. Такая схема (кстати, как и у «Запорожца») к концу 1970-х считалась устаревшей для массовых моделей. Авторитетные специалисты НАМИ, включая Бориса Фиттермана, выступали категорически против.
Макет НАМИ-0219 — попытка переделать Fiat в переднеприводный автомобиль.
В 1977 году появился прототип НАМИ-0219. Это был по сути Fiat 126P, но с двигателем, перенесенным вперед и расположенным поперечно, что превращало его в переднеприводный автомобиль. Для этого потребовалось значительно переработать переднюю часть кузова.
От прототипа к отечественному проекту
Работы продолжились, и к 1979-1980 годам НАМИ совместно с Серпуховским заводом построил четыре опытных образца под индексом СМЗ-1101 (или НАМИ-0231). Поскольку в этих машинах двигатель располагался продольно, переднюю часть «Фиата» пришлось еще больше удлинить.
НАМИ-0213 — один из этапов адаптации кузова Fiat под новую компоновку.
План был таков: использовать отечественный кузов новой конструкции, но оснащать его польским двигателем, который предполагалось собирать в СССР. Это выглядело логично, учитывая небольшие планы производства в Серпухове и отсутствие подходящего советского мотора. В рамках СЭВ подобная кооперация была обычным делом.
Переделанный моторный отсек для двигателя, перенесенного вперед.
Политика вмешивается в историю
Однако всем планам помешали политические события. Летом 1980 года в Польше начались массовые забастовки, вылившиеся в создание профсоюза «Солидарность» и глубокий политический кризис. В декабре 1981 года в стране было введено военное положение. О каком-либо тесном промышленном сотрудничестве, особенно в стратегической отрасли вроде автопрома, не могло быть и речи.
Двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения от Fiat 126P.
Этот кризис стал поворотным моментом. В 1982 году все работы с польскими агрегатами и кузовами были свернуты. Проект микроавтомобиля передали на Волжский автозавод (ВАЗ), обладавший мощной исследовательской и конструкторской базой.
Один из прототипов СМЗ-1101 — тупиковая ветвь развития.
Рождение «Оки»
В Тольятти разработку начали практически с чистого листа. От серпуховских экспериментов с «Фиатом» в итоге осталось, по сути, только название — «Ока». Новая машина, созданная силами ВАЗа, получилась современной и в целом удачной, хотя ее судьба в сложные 1990-е годы оказалась непростой. Но это уже совсем другая история, корни которой уходят в эти самые попытки превратить польский «Малух» в советский автомобиль для инвалидов.
источник
Автомобили История автомобилей Я хочу знать все Технологии Изобретения двигателей Запчасти Ретро автомобили СССР Сделано в Америке Модификация SR Длинный пост 2Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как из польского FIAT хотели сделать советскую инвалидку: история предвестника «Оки».


