Низкопольные автобусы стандарта VöV во Владимире. 2010-е

{ "title": "Низкопольные автобусы во Владимире: расцвет и упадок системы в 2010-е годы", "body": "

Вторая часть повествования о развитии общественного транспорта Владимира, где ключевую роль сыграли немецкие низкопольные автобусы. Период с 2010 по 2019 год стал для автобусных перевозок эпохой стремительного взлета и последующего глубокого кризиса.

В предыдущих материалах, посвященных 2010-м годам, я уже затрагивал тему немецких низкопольных автобусов и их вклад в улучшение качества пассажирских перевозок. В этой статье мы подробно рассмотрим, как Владимир к середине десятилетия обрел одну из лучших систем наземного транспорта в стране, а затем, всего за несколько лет, утратил этот статус, оказавшись на грани серьезного кризиса. Но сначала, по традиции, несколько фотогалерей, запечатлевших автобусную жизнь города в десятые годы.

Владимирские автобусы в объективе фотографов

Представленные ниже снимки сделаны Сергеем Шишковым в 2010 и 2011 годах.

На момент съемки этот автобус MAN уже пять лет работал на городских маршрутах.

Гонки между автобусами — вечная владимирская традиция.

В десятые годы автобусов было так много, что на остановках они скапливались целыми группами.

Эх, где же ты, 92-й бензин по 27.30?

Также хочется показать очень атмосферные зимние фотографии Андрея Алтухова, сделанные во второй половине 2010-х. Я взял их из альбома группы «Подслушано во Владимире».

Огромная пробка, образовавшаяся из-за нерасчищенных после ночного снегопада дорог.

Автобус MAN EL 202 в обрамлении заснеженных ветвей деревьев.

MAN NL 262, снятый в морозный день.

Зимой часто можно было заметить, что немецкие автобусы ездили с обмерзшими окнами. Это указывало на неисправность системы отопления.

А это уже мои фотографии, сделанные в 2018 году. Уже тогда в объектив моей камеры периодически попадали городские автобусы. Если бы я знал, что к 2019 году автобусы «БигАвтоТранс» исчезнут с маршрутов Владимира, возможно, снимал бы их чаще.

Долгие годы немецкие автобусы с надписью «БигАвтоТранс» над лобовым стеклом были привычной деталью пейзажа на конечных остановках Владимира.

Автобус перевозчика ПОАТиС, снятый на длинной выдержке.

Сегодня все автобусы в кадре — уже история. К концу 2018 года во Владимире почти не осталось МАНов. А к концу 2021 года с дорог исчез последний «Волгабас».

С АДМ связано много негативных эпизодов в сфере пассажирских перевозок Владимира. На фото же — один из позитивных моментов: один из восьми сочлененных автобусов, которые АДМ выпустила на свои маршруты.

Эпоха низкопольных автобусов во Владимире

2010-е годы в сфере общественного транспорта Владимира ознаменовались массовым появлением низкопольных автобусов на городских маршрутах. Под «массовым» я подразумеваю появление более ста таких машин буквально за несколько лет. Даже у самых мелких перевозчиков к 2013 году было как минимум несколько низкопольных MAN и Mercedes-Benz.

Однако большая часть низкопольного парка принадлежала компании «БигАвтоТранс». К началу десятилетия эта компания наладила настолько эффективную схему ввоза немецких автобусов в Россию, что за год могло прибывать несколько десятков машин. И это в период, когда во Владимире уже было достаточно автобусов, и регулярное обновление подвижного состава перестало быть приоритетной задачей.

На протяжении всех 2010-х годов немецкие низкополы оставались основой парка. И это несмотря на целый ряд факторов, которые могли привести к их полному исчезновению с улиц города:

  • В 2013 году ввоз автобусов из-за границы стал практически невозможен.
  • В то же время стали появляться заявления о том, что немецкие автобусы во Владимире слишком старые и неэкологичные, а значит, их нужно убрать.
  • В 2015 году «БигАвтоТранс» лишили большей части маршрутов, передав их компании АДМ, парк которой состоял из новых отечественных автобусов Volgabus-5270.G2.

Но «немцы» с маршрутов так и не ушли. Несмотря на сокращение их численности в середине десятилетия, позже их количество снова стало расти. Более того, на дорогах Владимира впервые за долгие годы появились сочлененные низкопольные автобусы MAN и Mercedes.

Далее я расскажу обо всех низкопольных стандартных автобусах, работавших во Владимире в 2010-е годы, и, разумеется, сопровожу рассказ большим количеством фотографий с сайта fotobus.msk.ru.

Ну что же, приступим.

«Владтранском»

В десятые годы перевозчик «Владтранском» присутствовал на рынке лишь недолго, ведь уже 1 сентября 2011 года все его активы перешли к «БигАвтоТранс». Тем не менее, за этот короткий промежуток времени ВТК успел получить несколько новых низкопольных автобусов Mercedes-Benz O 405N2. Но сначала — несколько слов о прежнем подвижном составе.

Mercedes-Benz O 405N

В прошлой главе я рассказывал, что «Владтранском» владел двумя низкопольными Mercedes из Берлина. К сожалению, белый O 405N уже в 2008 году был продан в Саратов, где проработал до 2014 года. Таким образом, у ВТК остался лишь один «берлинец» в родном бежевом окрасе.

На следующей фотографии показан весьма интересный процесс. Именно так перевозчики, эксплуатирующие немецкие автобусы, ввозили их в Россию. С автобусов снимались передний и задний мосты, а иногда и двигатель с коробкой передач. Затем их грузили на трейлер и везли в нашу страну. В гараже перевозчика автобус собирали и выпускали на маршруты. Зачем такая сложная схема? Все просто: таким образом автобусы можно было растаможивать не как транспортные средства, а как запчасти, которые облагались значительно меньшей пошлиной.

Конкретно этот экземпляр — Mercedes-Benz O 405N мюнхенской модификации. Его привезли в гараж «Владтранском», собрали, поставили на учет и сразу же продали в Саратов. На маршрутах Владимира этот автобус никогда не работал.

Автобусы, ввезенные в РФ таким способом, назывались «конструкторами».

Mercedes-Benz O 405N2

В 2011 году «Владтранском» ввез три низкопольных Mercedes более поздней модификации N2. Все три экземпляра были достаточно необычными на фоне остальных «немцев», работавших в городе.

В феврале на маршруте №21 появился белый O 405N2 с необычным рисунком на бортах, изображавшим немецкий городок. Больше автобусов с подобной аэрографией во Владимире не было.

Второй автобус вышел на линию в июне 2011 года и отличался наличием люка на крышке моторного отсека. Изначально он работал в Люксембурге. В 2005 году его передали в немецкий город Киль, а оттуда он попал во Владимир.

Третий автобус прибыл в сентябре 2011 года, уже в момент закрытия «Владтранском». Это был бы самый обычный автобус из Мёнхенгладбаха, если бы не тот факт, что он работал на ночных маршрутах. Автобус был обклеен пленкой с надписями Nachtbus и имел весьма необычный внешний вид. Когда автобус перешел к «БигАвтоТранс», пленку сняли.

«БигАвтоТранс»

Система общественного транспорта Владимира в десятые годы неразрывно связана с именем Автандила Арешовича Биганова и его компанией. Именно с ней ассоциируют расцвет пассажирских перевозок в городе. Во многом это справедливо, хотя, на мой взгляд, настоящий качественный скачок произошел еще в нулевые. Тем не менее, «БигАвтоТранс» смогла не только сохранить прежние достижения, но и преумножить их. В первую очередь это стало заметно по повышению качества обслуживания. Уже к началу 2010-х организация перевозок в БАТ достигла очень высокого уровня, который в дальнейшем только рос.

Еще одним важным элементом успеха стали сами низкопольные автобусы. Если в нулевые выход немецких низкополов на маршруты был чем-то необычным, то в десятые к этим автобусам появились конкретные требования. Помимо основных критериев, таких как соблюдение расписания и отсутствие давки, жители хотели видеть подвижной состав чистым и ухоженным. Также значительно снизилась терпимость к сходам автобусов с маршрута, что означало необходимость особого подхода к техническому обслуживанию.

И у «БигАвтоТранс» было все для соответствия этим требованиям. Была создана ремонтная база, специализирующаяся на обслуживании немецких автобусов MAN и Mercedes-Benz. Помимо огромной ремонтной зоны, там была покрасочная мастерская, через которую, начиная с 2012 года, проходили все свежеприбывшие автобусы из Европы. Также там обновляли внешний вид уже работающего подвижного состава.

Что касается самих автобусов, то парк изменился исключительно в лучшую сторону. О нем я и расскажу подробно ниже.

Mercedes-Benz O 405N

В прошлой главе я уже рассказывал о появлении Mercedes из Гамбурга. В 2010 году к ним присоединились еще четыре машины.

В отличие от гамбургских автобусов, прибывших в конце нулевых, эти машины были более свежими: 1995-1996 гг. выпуска против 1992-1994 гг.

Восемь автобусов цианового цвета, прибывших из Франкфурта-на-Майне в конце 2010 — начале 2011 года, стали последним крупным поступлением Mercedes-Benz O 405N; дальше эти автобусы появлялись лишь штучно. Они отличались от остальных наличием третьей двери и выступающим задним бампером, как у автобусов из Магдебурга. Работали они исключительно на маршруте №7С.

Ранее эти автобусы принадлежали немецкому предприятию Stadtwerke Verkehrsgesellschaft Frankfurt am Main mbH. Они были выпущены в 1991 году, то есть прибыли в «БигАвтоТранс» уже двадцатилетними.

Единственный оставшийся O 405N от «Владтранском» перешел в «БигАвтоТранс» и проработал там до осени 2015 года.

Во времена «Владтранском» автобус выглядел не лучшим образом из-за облезшей передней маски. В «БигАвтоТранс» ее подкрасили, но цвет не совсем совпал.

В марте 2011 года прибыл один O 405N 1993 года выпуска из Гессена. С момента прибытия и до 2015 года он был закреплен на маршруте №27.

Ранее автобус работал у перевозчика V-Bus GmbH.

Последним низкопольным Mercedes ранней модификации стал O 405N, прибывший в начале 2014 года. Его немецкое прошлое мне неизвестно. Перед выпуском на линию его перекрасили в цвета, схожие со схемой окраски магдебургских машин.

Этот Mercedes заменил один из магдебургских автобусов, которые к 2014 году уже девять лет эксплуатировались во Владимире.

На этом история появления Mercedes-Benz O 405N в «БигАвтоТранс» завершается. Но не мой рассказ об этих автобусах. В БАТ с начала 2010-х активно практиковали перекраску. Ниже я покажу все O 405N, которые были перекрашены в период работы у Биганова.

Один из двух ноймюнстерских Mercedes в августе 2012 года попал в серьезное ДТП, но уже в 2013 году вернулся на линию в новом облике.

Бывший «мюнхенец» из «Владавтолиний» имел, вероятно, самую необычную окраску в городе. В таком виде он проработал примерно до 2016 года, после чего был списан.

Еще один «мюнхенец» в «БигАвтоТранс» был перекрашен в белый цвет. Помимо этого, он лишился оригинальных блок-фар.

Циановые Mercedes на маршруте №7С стали его визитной карточкой. Поэтому в БАТ решили перекрасить все автобусы на этом маршруте в похожий цвет. Оттенок получился немного темнее, но по окраске можно было безошибочно определить маршрут.

В темно-циановый перекрасили и один из франкфуртских автобусов.

На фото — один из низкопольных Mercedes перевозчика Verkehrsgesellschaft Ennepe-Ruhr mbH, прибывших в «БигАвтоТранс» в 2006 году.

Три следующих автобуса были окрашены в так называемый бренд «БигАвтоТранс». Эта схема окраски была позаимствована у немецкого перевозчика ÜSTRA Hannoversche Verkehrsbetriebe AG, но с другими цветами.

По госномеру легко понять, что это бывший бело-зеленый Mercedes с 27-го маршрута.

И снова возвращаюсь к Mercedes из Ноймюнстера. Ни один другой автобус БАТ не менял облик так часто. Учитывая, что автобус сменил госномер, узнать его можно было разве что по характерным колпакам на колесных дисках.

В конце 2017 года один из франкфуртских автобусов также перекрасили в фирменную ливрею «БигАвтоТранс». Основной цвет сохранили, но добавили бежевые полосы. Получив новый окрас, Mercedes лишился оригинальных блок-фар.

Mercedes-Benz O 405N2

В 2010-х годах модель O 405N2 стала одним из самых распространенных немецких автобусов на маршрутах «БигАвтоТранс». Причин предпочтения этой модели много, но проще дать ссылку на подробную статью о ней.

Первые низкопольные Mercedes поздней модификации прибывали еще в конце нулевых, но именно в десятые их появление стало по-настоящему массовым. В течение 2010-2016 гг. в БАТ пришло более семидесяти таких автобусов. О большинстве из них я расскажу подробнее.

В 2010 году прибыло четырнадцать подержанных Mercedes из разных городов Германии. Наиболее интересными были автобусы перевозчика Rheinbahn AG из Дюссельдорфа, а также машины из Гамбурга. Один из гамбургских автобусов, к тому же, представлял позднюю модификацию 1999 года выпуска, а значит, имел такие особенности, как турбированный двигатель, новая приборная панель и сиденья в передней части салона, крепящиеся к боковине кузова.

Бывший автобус перевозчика Stadtwerke Kaiserslautern Verkehrs AG с бортовым номером 289. Списан в мае 2018 года. Позже под этими номерами вышел новый O 405N2.

Бывший автобус перевозчика Rheinbahn AG с бортовым номером 726. Отличался нестандартной планировкой салона и прислонно-сдвижными { "title": "Эпоха немецких автобусов во Владимире: взлёт и падение БигАвтоТранс и новые перевозчики 2010-х", "body": "

В 2011 году компания «БигАвтоТранс» (БАТ) стала монополистом на рынке автобусных перевозок Владимира, что привело к значительным переменам. С одной стороны, компания подняла уровень сервиса благодаря грамотному управлению, собственной ремонтной базе для MAN и Mercedes-Benz, регулярному техобслуживанию и чёткой организации движения с резервными автобусами. С другой — её доминирование негативно сказалось на троллейбусном депо, которое стало убыточным и потеряло пассажиропоток. Несмотря на вопросы о легальности ввоза автобусов, период 2010–2015 годов жители вспоминают как время качественного общественного транспорта.

Однако с 2013 года ситуация начала меняться. Запрет на ввоз возрастных автобусов из-за границы и появление отечественных Volgabus-5270.G0 сначала остались незамеченными, но к 2015 году стало ясно: БАТ теряет маршруты, а администрация города поддерживает нового перевозчика — АДМ. Немецкие автобусы не исчезли полностью — их начали привозить из других российских городов, но состояние этих машин было хуже, чем у прежнего парка БАТ. В 2016 году умер основатель БАТ Автандил Биганов, после чего компания пришла в упадок, а в 2018 году полностью ушла с городских маршрутов, распродав свой подвижной состав. Это закрыло эпоху организованной транспортной системы с регулярно обновляемым парком.

ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)

К 2012 году перевозчик ПОАТиС начал приобретать низкопольные автобусы, добавив около десяти Mercedes-Benz к своему небольшому парку. Хотя это было скромно по сравнению с БАТ, обновление заметно улучшило обслуживание на нескольких городских маршрутах.

Mercedes-Benz O 405N

В 2012–2014 годах поступило шесть таких автобусов. Два из них ранее работали в Гамбурге и были перекрашены в бело-синий цвет, ещё два — из Гёттингена и Берлина, а происхождение остальных неизвестно. Все машины отличались отсутствием рекламы на бортах, что было характерно для автобусов Тимофеева.

Mercedes-Benz O 405N2

Осенью 2014 года на маршруты вышло пять автобусов O 405N2 в одинаковой бело-голубой окраске. Среди них были машины из Северного Рейна-Вестфалии и от перевозчика BILS GmbH, а один даже имел неработающую систему кондиционирования.

ИП Михайлов А.Е.

На маршрутах Михайлова, особенно №17, состояние автобусов в 2010-е годы часто оставляло желать лучшего. Низкопольные машины в основном принадлежали ИП Трегубову А.В. и работали по субподряду. Их приобретали с пробегом по России, что сказывалось на состоянии: хотя многие выглядели неплохо, среди них попадались и «рыдваны». Трегубов не уделял внимания обслуживанию — вместо ремонта он просто заменял сломавшиеся автобусы новыми, пригнанными из других городов, из-за чего машины редко работали больше двух-трёх лет. После ДТП восстановление также было некачественным.

Mercedes-Benz O 405N

За десятилетие на маршрутах Михайлова поработало десять Mercedes-Benz O 405N, включая модели из Мюнхена и трёхдверные версии. Изначально они прибывали в хорошем состоянии, но срок их эксплуатации варьировался от двух до пяти лет.

Mercedes-Benz O 405N2

Первый O 405N2 у Трегубова появился в мае 2015 года — трёхдверный автобус, ранее работавший в Московской области и даже переживший «фейслифтинг» с бампером от ЛиАЗ-5256. Второй прибыл осенью 2017 года из Красноярска; позже его родные двери заменили на планетарные.

MAN A10 NL 202

В 2012 году Трегубов пригнал из Череповца низкопольный MAN с прислонно-сдвижными дверями, серой окраской и колпаками на колёсах. Несмотря на интересный вид, его техническое состояние было плохим, и он часто ломался на маршруте.

MAN 895 NL 202

Два трёхдверных MAN ранней модификации Владимирпассажиртранс приобрёл в 2015 году для маршрута №24, но в итоге передал Михайлову. Их состояние было ужасным, и через два года они были списаны.

АДМ

Компания АДМ, поддерживаемая администрацией города, планировала заменить БАТ, но столкнулась с проблемами. Новые Volgabus-5270.G2 не понравились жителям, и их не хватало на все маршруты. На помощь пришли Трегубов и Белкания, предоставившие свои Mercedes-Benz.

Mercedes-Benz O 405N

Эти автобусы, многие из которых уже отработали в России по 5–7 лет, стали шагом назад по сравнению с парком БАТ. Среди них были три «быстрых автобуса» (Schnellbus) из Гамбурга с турбодвигателями и нестандартной планировкой. Машины Трегубова проработали недолго и в 2016 году были переданы Владимирпассажиртрансу. Автобусы Белкании, прибывшие в 2011–2012 годах, служили до 2018 года. В 2018 году АДМ купила у БАТ два O 405N, а также один автобус из Липецка, чьи документы позже использовали для гармошки.

Mercedes-Benz O 405N2

Первый O 405N2 появился у АДМ в конце 2015 года на маршруте №32. В 2018 году компания самостоятельно приобрела несколько таких автобусов, включая один в фирменной ливрее и один крайне потрёпанный из Коврова, который позже «исчез», а его документы использовали для сочленённого Mercedes. После ухода БАТ в 2018 году АДМ купила 12 O 405N2, но эксплуатировала их без должного обслуживания. В 2019 году на маршруты вышли три O 405N2 Белкании по договору аренды.

Mercedes-Benz O 405GN2

В 2018 году АДМ неожиданно выпустила на маршруты сочленённые автобусы. Первый, из Фрайбурга, был привезён прямо из Германии и находился в хорошем состоянии. В том же году прибыли ещё две трёхдверные гармошки из Бад-Кройцнаха, а в 2019 году — ещё две, одна из которых была из Швейнфурта с нестандартными дверями.

MAN 895 NL 202

В 2018 году АДМ приобрела в Липецке один низкопольный MAN ранней модификации, который вскоре исчез, а его документы перешли на новую гармошку.

Владимирпассажиртранс

Владимирпассажиртранс (ВПТ), ранее занимавшийся троллейбусами, активно включился в передел рынка с 2014 года. Забрав у БАТ маршрут №24, ВПТ столкнулся с нехваткой автобусов и стал использовать старые немецкие машины.

Mercedes-Benz O 405N

В декабре 2014 года ВПТ приобрёл один O 405N из Перми, состояние которого было хуже, чем у автобусов БАТ. В 2016 году к нему добавились машины Трегубова, переданные с маршрутов АДМ, — ушатанные «немцы», которые ухудшили облик маршрута №24. В 2019 году ВПТ купил у БАТ ещё один O 405N.

Mercedes-Benz O 405N2

К осени 2018 года ВПТ приобрёл 16 O 405N2 у БАТ — самые изношенные машины, которые эксплуатировались без серьёзного ремонта.

MAN A10 NL 202

В апреле 2016 года ВПТ купил у Трегубова один низкопольный MAN, который к тому времени уже был в плохом состоянии.

MAN A12 EL 262

В январе 2016 года ВПТ получил от Солодова А.В. пригородный MAN, который не совсем подходил для городских маршрутов.

MAN 895 NL 202

В октябре 2018 года ВПТ приобрёл ещё один MAN ранней модификации 1990 года выпуска, часто требовавший ремонта.

MAN A11 NG 312

В августе 2018 года ВПТ выпустил на маршрут №24С сочленённый MAN из Люксембурга, который, несмотря на состояние хуже, чем у гармошек АДМ, стал удачным приобретением.

РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ (ИП Белкания Б.И.)

До середины 2010-х Белкания работал по субподряду на маршруте №32 у БАТ. После ухода БАТ в 2018 году он получил собственные пригородные маршруты, включая №152, где традиционно использовались низкопольные автобусы. Белкания приобрёл у БАТ 10, а позже ещё 3 Mercedes-Benz O 405N2, проведя их ТО и освежив внешний вид, что выделяло его на фоне других перевозчиков.

Mercedes-Benz O 405N2

Половина автобусов Белкании была выкрашена в ярко-жёлтый цвет, ставший визитной карточкой маршрута №152.