В конце 50-х годов XX века руководство Советского Союза инициировало амбициозный проект по созданию по-настоящему народного автомобиля. Целью было предложить гражданам доступное по цене транспортное средство, которое мог бы приобрести практически каждый работающий человек. Послевоенный экономический рост, развитие промышленности и повышение уровня доходов населения создали для этого благоприятные условия — мечта о личном автомобиле стала реальной для многих советских семей.
От идеи к производству: поиск завода
Разработку поручили Московскому заводу имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Конструкторы взяли за основу популярный в Европе компактный FIAT 600 с задним расположением двигателя. Однако АЗЛК, уже занятый выпуском «Москвичей», не обладал достаточными мощностями для запуска новой модели в массовое производство. Поэтому проект, изначально носивший индекс «Москвич-444», был передан на запорожский завод «Коммунар».
Так началась история легендарного «Запорожца». Двигатель для автомобиля производился на Мелитопольском моторном заводе. Первая серийная модель, ЗАЗ-965, получила в народе меткое прозвище «горбун» из-за характерной формы кузова. Её преемник, ЗАЗ-968, известный своими выступающими воздухозаборниками, был прозван «ушастым».
Инженерные решения и преимущества конструкции
Ключевой особенностью «Запорожца» стала заднемоторная компоновка в сочетании с двигателем воздушного охлаждения. Это инженерное решение имело ряд практических преимуществ:
• Отсутствие карданного вала за счёт объединения силового агрегата с коробкой передач удешевило конструкцию.
• Компактные габариты и экономия материалов не привели к тесноте в салоне.
• Шум от двигателя, расположенного сзади, меньше проникал в салон, что позволяло упростить звукоизоляцию.
• Задний привод упростил переднюю подвеску, улучшил проходимость на плохих дорогах и облегчил рулевое управление — в ту эпоху о гидроусилителях в массовых авто ещё не думали.
Обратите внимание: 10 полезных советов для автовладельцев в зимнее время года..
Недостатки и наследственные проблемы
Однако у революционной конструкции обнаружились и серьёзные минусы. Близкое расположение бензобака к горячему двигателю повышало пожарную опасность. Система воздушного охлаждения часто не справлялась со своей задачей, приводя к перегреву мотора в жару и пробках. Зимой же салон плохо прогревался. Лёгкость управления имела обратную сторону: из-за смещённого к задней оси центра тяжести автомобиль был склонен к опрокидыванию в резких поворотах. Ресурс двигателя до капитального ремонта был невелик и составлял примерно 50 тысяч километров.
Интересно, что многие из этих недостатков были характерны и для другого всемирно известного «народного» автомобиля с аналогичной компоновкой — Volkswagen Beetle, что показывает общие технологические вызовы той эпохи.
Несмотря на все свои противоречия, «Запорожец» выполнил главную задачу — стал первым по-настоящему доступным автомобилем для миллионов советских людей и навсегда вошёл в историю отечественного автопрома.
«Нравится», если вам нравится эта публикация. Также подписывайтесь на страницу, чтобы не пропустить новые интересные эпизоды».
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: В конце 1950-х годов в СССР была поставлена задача создать народный автомобиль, доступный по цене практически любому гражданину Страны Советов.

