В 2023 году доля китайских автомобилей на российских дорогах продолжает стремительно расти, и эта тенденция, по прогнозам, только усилится в ближайшие годы. Историю проникновения китайского автопрома в Россию можно условно разделить на три ключевых этапа, каждый из которых знаменовал собой новый уровень присутствия и восприятия этих машин.
Три волны китайского автопрома в России
- Первая волна (до ~2015 года): эпоха доступности и низкого качества. В этот период китайские автомобили позиционировались как бюджетная альтернатива отечественным моделям вроде «Гранты» или «Калины». Их главным и, по сути, единственным преимуществом была низкая цена. Однако владельцы быстро сталкивались с серьёзными проблемами: низкой надёжностью, частыми поломками уже в первые месяцы эксплуатации и ранним появлением коррозии. Репутация была подорвана, и к этим маркам относились с большим скепсисом.
- Вторая волна (2017–2021 годы): рост цен и улучшение качества. За эти годы китайские производители кардинально обновили модельные ряды. Качество сборки, материалов и технических решений заметно выросло, но вместе с ним поднялись и цены. Теперь китайские автомобили конкурировали уже не с «ВАЗами», а с корейскими и некоторыми европейскими брендами (Skoda, Volkswagen). Их козырем стала так называемая «богатая комплектация»: за аналогичные деньги покупатель получал больше опций и зачастую более просторный автомобиль более высокого класса.
- Третья волна (с весны 2022 года): «золотой век» в условиях ухода глобальных брендов. После ухода с российского рынка многих мировых автогигантов для китайских производителей открылась уникальная возможность. Исчезла основная конкуренция, а запасы популярных иномарок у дилеров начали стремительно таять.
Обратите внимание: Дебаты Трампа и Байдена: почему российский авторынок может рухнуть после выборов Президента США.
Однако парадокс текущей ситуации в том, что, заняв доминирующее положение, китайские автомобили стали очень дорогими. Их текущие цены в России зачастую превышают стоимость аналогичных моделей ушедших брендов всего год-полтора назад.
Новые бренды и локализация: стратегия захвата рынка
Китайские компании не просто увеличивают поставки, но и активно выводят новые марки, а также используют схемы локализации под российскими брендами. Яркие примеры — возрождённый «Москвич», который собирает автомобили JAC, или новый «отечественный» бренд Evolute, выпускающий электромобили Dongfeng. В 2023 году к ним добавится Alfarus из Энгельса, который будет производить электрокары FAW. Даже АвтоВАЗ планирует на бывшем заводе Nissan наладить выпуск китайских моделей под своим именем.
Угроза перенасыщения и трансформация рынка
Такими темпами, уже через год или два, российский автомобильный рынок может столкнуться с реальным перенасыщением предложения от китайских производителей и их локальных «двойников». Это приведёт к масштабной трансформации дилерской сети: салоны привычных мировых марок окончательно закроются, а их место займут шоу-румы китайских брендов или новые российские марки, продающие по сути те же китайские автомобили.
В качестве итога можно отметить, что ситуацию усугубляет не только потенциальное перенасыщение, но и запредельный рост цен. Китайские автомобили, которые когда-то завоёвывали рынок доступностью, сегодня стали дорогим приобретением, что вызывает законное недовольство потребителей.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Российский рынок автомобилей в ближайшие годы рискует быть перенасыщенным китайскими автомобилями.



