В истории мирового автоспорта есть малоизвестная, но захватывающая страница — в начале 1980-х годов в Советском Союзе был создан раллийный автомобиль, предназначенный для выступления в легендарной и самой опасной Группе B чемпионата мира по ралли. Этот регламент, известный минимальными ограничениями, породил настоящих легенд, таких как полноприводные Audi Quattro и Peugeot 205 T16, а также заднеприводный Lancia 037. К этой когорте должен был присоединиться и советский проект.
Рождение легенды: от идеи до прототипа
Разработка уникального автомобиля, получившего имя Lada EVA, стартовала в 1984 году. Инициатором и вдохновителем проекта выступил талантливый гонщик Стасис Брундза, а местом рождения стал Вильнюсский автомобильный завод (ВФТС). За основу была взята популярная «восьмёрка» ВАЗ-2108, однако сходство с серийной моделью было чисто внешним. На деле инженеры создали принципиально новую машину: легкую и прочную трубчатую раму обшили панелями из стеклопластика, а в средней части разместили доработанный силовой агрегат.
Обратите внимание: Курсы экстремального и контраварийного вождения — обзор.
Сердце монстра: инженерные решения
Специалисты ВФТС взяли за основу двигатель от ВАЗ-2106 и провели его глубокую модернизацию. Объём был увеличен до 1,9 литра, а главным техническим прорывом стала установка оригинальной 16-клапанной головки блока цилиндров, системы распределённого впрыска топлива и турбокомпрессора. В результате этих доработок мощность силовой установки достигла впечатляющих по тем временам 300 лошадиных сил. Хотя этого было недостаточно для прямой конкуренции с лидерами Группы B, планы у создателей были грандиозные: в перспективе автомобиль должен был получить полный привод и ещё более мощный двигатель.
Несостоявшаяся омологация и печальный финал
Lada EVA была выполнена на высочайшем техническом уровне и на момент своего появления по праву считалась самым быстрым автомобилем в СССР. Проект вызвал интерес даже на государственном уровне, и чиновники дали предварительное согласие на выпуск необходимой для допуска к соревнованиям омологационной партии в 200 экземпляров. Однако судьба сыграла с советским монстром злую шутку: в 1986 году, из-за чрезмерной опасности и череды трагических аварий, Группа B была запрещена. Так амбициозный проект Lada EVA, оставшись без своей гоночной цели, был фактически похоронен, так и не выйдя на старт легендарного чемпионата.
Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком ?, а также подпишитесь на мой телеграм-канал. Это тоже очень интересно!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Мало кому известно, но в начале 80-х в СССР велась разработка раллийного автомобиля для участия в Чемпионате мира по ралли.



