В начале 2000-х годов Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) активно искал иностранных партнёров для совместного производства. Переговоры с такими гигантами, как Toyota, Nissan и Volkswagen, не увенчались успехом, однако соглашение было достигнуто с индийской компанией Mahindra. Для индийцев Россия представляла собой перспективный и ёмкий рынок, а ГАЗ виделся надёжным партнёром с серьёзным промышленным потенциалом.
ГАЗ "Маршал"
Планы и реальность
Изначальный план предполагал крупноузловую сборку внедорожника Mahindra Scorpio на мощностях ГАЗа с последующей продажей под местным брендом «Маршал». Прогнозируемый объём составлял до 10 тысяч автомобилей в год с перспективой расширения модельного ряда. Однако этим амбициозным планам не суждено было сбыться.
ГАЗ "Маршал"
Конструкция и технические особенности
ГАЗ «Маршал» представлял собой классический рамный внедорожник с подключаемым полным приводом. Его конструкция во многом напоминала отечественный УАЗ «Патриот». Автомобиль оснащался независимой передней торсионной подвеской и зависимой задней на рессорах.
Сердцем модели стал 2-литровый бензиновый двигатель Renault мощностью 116 лошадиных сил, который сочетался с 5-ступенчатой механической коробкой передач. В перспективе рассматривалась установка моторов ЗМЗ-405 и дизельного агрегата Steyr.
ГАЗ «Маршал» и УАЗ-Патриот
Сравнение с главным конкурентом
«Маршал» изначально позиционировался как прямой конкурент УАЗ «Патриот». Однако при сравнении выявился ряд существенных недостатков. Дизайн автомобиля, разработанный в Великобритании, многим казался странным и неуклюжим, особенно в задней части. Интерьер также не отличался продуманностью и эргономикой.
Габариты «Маршала» были скромнее, чем у «Патриота», но главной проблемой стал дорожный просвет — всего 180 мм, что для российских условий было явно недостаточно. Для сравнения: у «Патриота» клиренс составлял 210 мм, а у «Нивы» — 220 мм.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
Ситуацию усугубляла уязвимость конструкции: алюминиевый картер двигателя не имел должной защиты, что повышало риски при езде по бездорожью. При этом салон был рассчитан на семь мест, но узкие дверные проёмы затрудняли посадку пассажиров.
Багажник ГАЗ "Маршал"
Технические характеристики в цифрах
Для наглядности сравним ключевые параметры двух внедорожников (ГАЗ «Маршал» / УАЗ «Патриот»):
Длина – 4475 / 4647 мм;
Ширина – 1774 / 2100 мм;
Высота - 1916 / 1910 мм;
Колея – 1450 / 1600 мм;
База - 2680 / 2760 мм;
Дорожный просвет – 180 / 210 мм;
Масса нетто - 1810 / 2100 кг;
Объём двигателя – 2,0 / 2,7 л;
Мощность - 116 / 128 л.с.;
Максимальная скорость - 150 / 150 км/ч;
Разгон до 100 км/ч – 20 / 19 сек.
Салон ГАЗ "Маршал"
Оснащение и эргономика
Приборная панель «Маршала» отличалась простотой и функциональностью, с крупными элементами управления. В стандартную комплектацию входил немецкий кондиционер, а сиденья были американского производства. Однако у «Патриота» оказалась более современная панель приборов, регулируемый руль и гибкая система трансформации заднего ряда сидений.
ГАЗ-3106
Альтернатива, которая не состоялась
Парадоксально, но в то же время на ГАЗе уже велась разработка собственного перспективного внедорожника ГАЗ-3106, который регулярно демонстрировался на автомобильных выставках. Вместо инвестиций в развитие отечественной модели было принято решение адаптировать чужую.
Роковой ошибкой стала ценовая политика: «Маршал» предлагался по цене 19-22 тысячи долларов, в то время как «Патриот» стоил 10-12 тысяч. В 2005 году было собрано около сотни автомобилей, но продать удалось лишь чуть больше половины. Такой провал поставил крест на всём проекте.
ГАЗ-3106
Итоги неудачного эксперимента
Пока руководство ГАЗ размышляло о судьбе «Маршала» и перспективах собственной модели 3106, рынок уверенно захватывал УАЗ «Патриот». Несмотря на имевшиеся недостатки, он пользовался стабильным спросом у российских потребителей. Проект ГАЗ «Маршал» стал ярким примером того, как неверная оценка рынка, завышенная цена и игнорирование собственных разработок приводят к коммерческому провалу.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: История неудавшейся попытки продавать чужое авто под российским брендом.