Меня часто называют пессимистом, но это не так. За три десятилетия работы в автомобильной журналистике я научился объективно оценивать ситуацию и отделять реальные возможности от пустых обещаний. Именно этого, на мой взгляд, не хватает многим руководителям отечественных автозаводов. Я прекрасно понимаю, что в нынешних условиях гораздо проще делать громкие заявления, чем трезво смотреть на вещи. Кто вспомнит через пару лет, что и кто обещал? Все, уверен, забудется. Это напоминает притчу о Ходже Насреддине и ученом осле, где хитрец пообещал обучить животное, рассчитав, что за двадцать лет либо он, либо эмир, либо осел умрут. Не стоит воспринимать слова буквально, но над их смыслом стоит задуматься.
Высокие технологии и астрономические затраты
Почему я считаю, что создать полностью российский автомобиль с нуля практически нереально? Это возможно теоретически, но абсолютно нецелесообразно с экономической и технологической точек зрения. Речь не идет о том, чтобы обижать оставшихся в стране инженеров или дизайнеров. Давайте просто будем реалистами.
Современный автомобиль — это уже не простая «жестянка» на раме, как у Генри Форда. Это высокотехнологичный и невероятно дорогой продукт, требующий колоссальных инвестиций. Только на разработку современной платформы уходит минимум миллиард евро (около 90 миллиардов рублей по курсу ЦБ). Однако, как показывает практика, даже этой суммы часто недостаточно, так как платформа требует постоянных доработок и улучшений. Например, концерн Volkswagen Group (VAG) потратил на создание своей знаменитой модульной платформы MQB, по разным оценкам, от 5 до 15 миллиардов евро, и работа над ее совершенствованием не прекращается. VAG — это мировой гигант с сотнями тысяч сотрудников и годовыми затратами на R&D в 15 миллиардов евро. Автомобиль — это не только платформа. Это еще двигатели, коробки передач, сложные системы подвески и огромное количество электроники, без которой все это не работает.
Проблема конкуренции и себестоимости
Я не сомневаюсь в способностях наших инженеров создать аналог, скажем, Volkswagen Golf. Но себестоимость такого автомобиля будет запредельной, сравнимой со стоимостью Rolls-Royce.
Обратите внимание: Увидел, что сосед поднимает дворники на ночь зимой - рассказываю, почему так делать не стоит.
Ограниченный рынок и геополитика
В лучшие годы емкость российского рынка едва достигала двух миллионов автомобилей в год. О серьезном экспорте речи не идет — многие рынки для нас закрыты. Остается Китай, но там огромная внутренняя конкуренция, и мы явно не в фаворитах. Более того, в нынешней ситуации иностранные производители, имеющие доступ на наш рынок, могут диктовать свои условия, устанавливая цены и «снимая сливки» в отсутствие европейских конкурентов.
Откуда взять ресурсы?
И вот мы возвращаемся к заявлениям директоров отечественных заводов, которые обещают показать новейшие российские автомобили через пять лет или даже раньше. Возникает резонный вопрос: откуда взять средства на их разработку? Допустим, государство выделит те самые 90+ миллиардов на платформу. А кто сделает современные двигатели, коробки передач и всю электронную начинку? Они с неба не упадут. Можно обратиться к «китайским друзьям», но я сомневаюсь в адекватной цене и качестве комплектующих от второстепенных китайских поставщиков, которые сами используют западные или японские технологии. Да и эти инвестиции когда-нибудь придется возвращать. Если представить, что на древней платформе Gamma (родом из 70-х) сделают новую «Ладу», условно «Малину», сколько она будет стоить? Учитывая, что нынешняя Granta на этой базе уже стоит около миллиона рублей.
Таким образом, мы снова приходим к началу. Давать обещания и рисовать радужные перспективы легко. Гораздо сложнее — трезво оценивать реальные экономические, технологические и рыночные условия, которые делают создание конкурентоспособного автомобиля «с чистого листа» в современной России практически невыполнимой задачей.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Стоит ли верить заявлениям директоров отечественных автозаводов.



