Советская Бавария: история появления и использования автомобилей BMW в СССР

В 1970-е годы престижные баварские автомобили стали символом статуса для советской элиты и использовались в милицейских подразделениях. Однако история взаимодействия СССР с маркой BMW гораздо глубже и удивительнее: она включает в себя не только импорт готовых машин, но и производство, лицензирование технологий и даже попытки интеграции немецких двигателей в отечественные автомобили, такие как «Москвич», «Волга» и «Запорожец».

Первые контакты: мотоциклы и авиадвигатели

История BMW в Советском Союзе началась не с автомобилей, а с другой техники. Ещё в начале 1930-х годов в советской прессе можно было встретить рекламу мотоциклов этой тогда малоизвестной баварской марки, которую позиционировали как образец «непрерывной ценности». Позже мотоциклы BMW даже поступили на службу в Гараж особого назначения. Более значимым шагом стала покупка СССР лицензии на производство авиационных двигателей BMW VI — мощных 12-цилиндровых моторов. В те же годы сама компания BMW только начинала свой автомобильный путь, купив завод в Айзенахе и начав выпуск малолитражки Dixi по лицензии британского Austin, что, впрочем, осталось незамеченным для широкой советской публики.

Советская реклама мотоциклов BMW начала 1930-х годов

Настоящим прорывом, хотя и засекреченным, стало появление в 1941 году советского мотоцикла М-72, который был практически точной копией немецкого BMW R71. Это событие можно считать первым, но далеко не последним «баварским пришествием» в СССР.

Трофейная эпоха: железная флейта

После окончания Великой Отечественной войны в Советский Союз хлынул поток трофейной немецкой техники. Среди неё были и автомобили BMW: относительно массовые седаны моделей 321 и 326, оснащённые рядными шестицилиндровыми двигателями. Эти машины, несмотря на скромную по современным меркам мощность в 45 л.с., ценились за свою надёжность и комфорт.

BMW 321 до и после войны десятилетиями служили советским гражданам. Правда, часто уже в сильно изменённом виде.

Особый интерес представляли спортивные модели — купе и кабриолеты BMW 327, а также лёгкие родстеры BMW 328. Эти автомобили, обладавшие более мощными двигателями (до 80 л.с.), часто становились добычей автогонщиков или представителей молодёжной элиты. Один из уникальных экземпляров — BMW 328 Mille Miglia 1940 года выпуска — достался Алексею Микояну, сыну известного советского политического деятеля. Ходили слухи, что ранее этот автомобиль принадлежал министру вооружений Третьего рейха. Судьба этой машины сложилась удивительно: после ряда приключений в СССР она оказалась в коллекции BMW, а в 2010 году была продана за 5,6 миллиона долларов в частный музей в США.

Трофейный спортивный BMW 327, хорошо знакомый московским любителям олдтаймеров ещё по 1970-м годам.

Советско-баварское производство: синий к красному

Самая интересная глава в истории — это фактически советское производство автомобилей BMW. После войны город Айзенах, где располагался автомобильный завод BMW, оказался в советской оккупационной зоне. Предприятие вошло в состав советско-германского акционерного общества «Автовело» и продолжило выпуск довоенных моделей, в основном BMW 321. Тысячи этих машин были отправлены в СССР в качестве репараций.

С 1949 года начался выпуск модели BMW 340 — модернизированного варианта довоенного седана 326. Этот автомобиль, оснащённый 55-сильным двигателем, был прямым аналогом советской «Победы» ГАЗ-М20 и не уступал ей по динамике и комфорту. Когда баварская компания в Мюнхене восстановила производство и отсудила права на бренд, восточногерманскому заводу пришлось сменить название на EMW (Eisenacher Motorenwerk), а синий цвет в эмблеме заменили на красный. Большинство автомобилей EMW работали в советских государственных учреждениях, но со временем переходили в частные руки.

Послевоенный BMW (EMW) 340 поставлялся в СССР.

Немецкая моторика для советских авто

Двигатели BMW оказали заметное влияние на советское автомобилестроение 1960-х — 1970-х годов. Самая известная история связана с двигателем «Москвича-412». Конструкторы МЗМА, создавая свой верхневальный мотор, ориентировались на немецкий агрегат семейства М10. Оба двигателя имели схожие параметры (объём 1.5 литра, мощность около 75 л.с.), наклонное расположение и цепной привод ГРМ. Однако советский мотор получил принципиально иное конструктивное решение — алюминиевый блок со сменными чугунными гильзами, что упрощало ремонт.

Опытный «Москвич-444» с двигателем BMW 600.

Ещё раньше, при создании «Запорожца» ЗАЗ-965, рассматривалась возможность установки двухцилиндрового оппозитного двигателя от микролитражки BMW 600. Немецкий мотор даже установили на прототип, и он произвёл хорошее впечатление на специалистов. В итоге от лицензионного производства решили отказаться в пользу разработки собственного двигателя V4.

Была и попытка «скрестить» «Волгу» ГАЗ-24 с рядом шестицилиндровым двигателем от BMW 2500. Опытный образец, получивший индекс ГАЗ-24-98, разгонялся до 100 км/ч за 11.3 секунды благодаря мощности в 150 л.с. Однако высокая стоимость такого автомобиля не оставляла шансов для его серийного производства или успешного экспорта.

Богема и полиция: иномарка как символ

В 1960-е — 1970-е годы современные BMW в СССР были большой редкостью. Их могли себе позволить в основном иностранные дипломаты и журналисты. Среди советской творческой элиты предпочтение чаще отдавалось американским автомобилям или Mercedes-Benz. Известно, что какое-то время на BMW ездил Владимир Высоцкий, хотя позже он пересел на «Мерседесы».

Владимир Высоцкий некоторое время водил BMW 2500.

Настоящим сюрпризом для граждан стало появление баварских седанов в советской милиции. Сначала это были модели семейства E3, а затем — более распространённые E12. Эти автомобили использовались для сопровождения официальных кортежей, патрульной службы и даже снимались в популярных сериалах, таких как «Следствие ведут знатоки», демонстрируя мощь и техническую оснащённость советских правоохранительных органов.

В 1970-е годы в Москве появились и полицейские BMW E12.

Полицейский BMW 2500 семейства E3.

Мало кто тогда мог предположить, что уже в следующем десятилетии автомобили баварской марки станут привычной частью советского, а затем и российского городского пейзажа, завершив долгую и причудливую историю своего «пришествия».

Источник

СССРАвтоBMW Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Советская Бавария: как BMW оказались в СССР и кто на них ездил.