Несмотря на последствия затяжного геополитического кризиса, рынок новых автомобилей в Беларуси показывает уверенное восстановление. Осенние месяцы ознаменовались резким скачком продаж. Так, в октябре 2023 года количество проданных машин выросло на колоссальные 486% по сравнению с октябрем предыдущего года.

Ключевым драйвером этого роста стало активное расширение присутствия китайских автопроизводителей, которые теперь представлены не только в бюджетном, но и в премиальном сегменте. Давайте детально изучим статистику и факторы, стоящие за этим рывком.
Статистика продаж: цифры говорят сами за себя
Анализируя данные, важно учитывать, что речь идет исключительно об официальных дилерах, зарегистрированных в стране. «Серый» импорт в эту статистику не входит. Согласно отчетам, в октябре 2023 года было продано 2,4 тысячи новых легковых автомобилей. Это почти впятеро больше, чем годом ранее. За первые десять месяцев года общий рост рынка составил 27,8%.
Безусловным лидером остается белорусско-китайский бренд Geely, на долю которого пришлось 1,6 тысячи проданных машин или 66,7% рынка в октябре. Однако другие китайские марки также активно наращивают свое присутствие.

Например, FAW Bestune, представленный с апреля, продал 129 автомобилей. Jetour, дебютировавший в августе, реализовал 105 единиц. Премиальный бренд Voyah за четыре месяца продал тестовую партию из 154 электромобилей. Наиболее впечатляющий старт показал суббренд Aeolus (Dongfeng Motors), продавший 50 машин всего за один месяц.
«Устойчивый рост рынка в течение десяти месяцев указывает на его высокий потенциал и фазу восстановления. Если тенденция сохранится и будут приходить новые бренды, мы прогнозируем, что годовой объем рынка в стране может достичь 25 тысяч автомобилей, включая легкий коммерческий транспорт», — прокомментировал член правления Белорусской автомобильной ассоциации Андрей Ткачев.
Рекордная динамика и факторы роста
Положительная динамика не только сохранилась, но и усилилась в ноябре. Дилеры, входящие в БАА, реализовали 3057 новых автомобилей: 2689 легковых и 368 коммерческих. С начала года восстановление рынка составило 140%, а по сравнению с аналогичным периодом 2022 года рост достиг 340%, что является рекордным показателем.
Аналитики отмечают, что рост обеспечен как со стороны спроса, так и предложения. «Существенную поддержку спросу оказывает продолжающийся рост реальных доходов населения, а также доступные программы автокредитования», — поясняет председатель правления БАА Сергей Варивода.

Со стороны предложения отмечается значительное расширение модельного ряда в автосалонах при относительно стабильных ценах. Если в начале года дилеры предлагали 35 моделей новых легковых автомобилей, то к ноябрю этот список вырос до 75 моделей. Более 84% из них — автомобили китайского производства. В абсолютных цифрах лидирует продукция BelGee, занимающая 70% дилерских продаж.
Обратите внимание: Подбираем авто для выгодной перепродажи(внешний вид,технические характеристики и документация ч1.)..
Отдельно стоит отметить сегмент электромобилей и гибридов, где за 11 месяцев рынок вырос в 4 раза. Однако в абсолютном выражении цифры пока невелики: в ноябре было продано всего 53 таких автомобиля.Вызовы роста: вопрос запчастей и обслуживания
Самым серьезным вызовом при появлении новых марок на рынке традиционно является организация сервисного обслуживания и наличие запчастей. Проблема знакома по опыту с Geely в 2018 году, когда первые владельцы сталкивались с длительным ожиданием деталей после ДТП и высокими ценами на них.
Чтобы оценить текущую ситуацию, можно обратиться к каталогам запчастей. Например, для автомобилей FAW предлагается чуть более 80 наименований, причем большая часть — для устаревшей модели Vita 2008 года. Ситуация с BYD, Changan, Dong Feng и Zotye немного лучше — около сотни позиций в каталогах. И только проверенные временем бренды, присутствующие на рынке более 10 лет, такие как Chery, Geely, Haval, могут похвастаться тысячами и десятками тысяч различных запчастей, что логично, учитывая их популярность у автомобилистов.

***
Какой можно сделать вывод? Оживление рынка после длительной стагнации, безусловно, позитивный сигнал. Однако для долгосрочного успеха китайским автопроизводителям и их дилерам необходимо не только поставлять новые модели, но и в сжатые сроки создавать полноценную инфраструктуру для их обслуживания. В противном случае владение таким автомобилем может превратиться для пользователя в сложный квест по поиску даже базовых расходных материалов, что напрямую скажется на комфорте и безопасности эксплуатации.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: В Беларуси резко выросло количество продаж новых авто.

