Кризис электромобилей в автопрокате: Hertz распродаёт Tesla и ставит под сомнение «зелёный» переход

Крупные компании в сфере каршеринга и проката автомобилей начинают сокращать количество электромобилей в своих автопарках. Первым сигналом стала стратегия гиганта индустрии — компании Hertz. В статье рассматривается, является ли этот шаг началом пересмотра глобальной «зелёной» повестки или лишь частным случаем неудачных инвестиций.

Финансовый удар и стратегическая ошибка

Рациональность и экономическая целесообразность в бизнесе рано или поздно берут верх над идеологическими установками. Когда компания ставит следование трендам выше финансовой логики, это грозит серьёзными проблемами. Руководство Hertz ощутило это на собственном опыте после череды неудачных решений.

Компания ещё не оправилась от последствий пандемии COVID-19, когда её акции обрушились на 80%, а сама она оказалась на грани банкротства. В попытке найти новый путь роста временный генеральный директор Марк Филдс, известный как сторонник электрического транспорта, сделал рискованную ставку. Он инициировал масштабную закупку электромобилей Tesla, планируя приобрести до 100 000 единиц и довести долю «зелёных» машин в парке до 25%.

Однако планы столкнулись с реальностью. Компания успела закупить лишь 48 000 автомобилей Tesla и полностью остановила закупки в 2022 году. В итоге Hertz объявила о возврате к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, объяснив это высокой стоимостью ремонта электромобилей. Несмотря на попытки минимизировать риски (например, ограничивая доступ к мощным моделям только опытным водителям), ожидаемой экономической эффективности достичь не удалось.

Распродажа парка и тревожные сигналы индустрии

Теперь Hertz начала распродажу 20 000 электромобилей Tesla на американском рынке по ценам, которые примерно вдвое ниже стоимости самой доступной новой модели. Ожидается, что это приведёт к убыткам в размере около 245 миллионов долларов. Примечательно, что Hertz не одинока в своём разочаровании. В декабре 2023 года немецкий каршеринговый оператор Sixt также объявил о планах продать часть своего парка электромобилей Tesla.

Финансовые трудности заставляют бизнес пересматривать приоритеты не только в автопроме. Например, в 2022 году, согласно данным Global Energy Monitor, мощность угольной энергетики в мире выросла на 1%. Компания Occidental Petroleum, пионер в технологии улавливания углекислого газа, тихо закрыла свой крупнейший завод, который оказался нерентабельным: при вложениях в 800 миллионов долларов он принёс лишь около 200 миллионов дохода. Даже Еврокомиссия в феврале 2022 года признала атомную и газовую энергетику «зелёными» источниками, что говорит о гибкости подходов в энергопереходе.

Обратите внимание: BMW 1-Series F40 - конец консерватизму.

Как отмечает Наталья Колесникова, доцент кафедры корпоративного управления и инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова, скрытое сопротивление «зелёному переходу» связано с комплексом технологических, экономических и политических факторов. «Современные технологии использования возобновляемых источников энергии пока не соответствуют масштабам потребностей человечества и могут даже сдерживать экономическое развитие», — пояснила эксперт.

Российский парадокс: следование тренду вопреки логике?

На фоне глобального переосмысления «зелёной» повестки в России наблюдается обратная тенденция. В 2022 году в Липецкой области и на заводе «Москвич» в Москве было запущено производство электромобилей Evolute. В 2023 году к ним добавился электрический УАЗ «Профи» от компании «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». Также ведутся разговоры о начале производства электромобилей на мощностях «Автотора», «Соллерса» и даже «АВТОВАЗа».

Активно развиваются проекты «Е-Нева» и «Атом». Это вызывает вопросы: зачем вкладываться в технологию, которая демонстрирует свою сложность и высокую стоимость в других странах, особенно в условиях российской климатической специфики и экономических вызовов? Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, однако, оптимистично оценивает перспективы, предполагая, что к 2035 году доля электромобилей на российском рынке может достичь 25%.

Подобные планы выглядят противоречиво на фоне международного опыта, демонстрирующего экономические сложности массового перехода на электротранспорт.

Опрос

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Американский монстр автопроката Hertz предрек конец «зеленой» повестки.