Benz Velo 1898 года: устройство и управление первым серийным автомобилем

Один из сохранившихся экземпляров Benz Velo сегодня можно увидеть в музее Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Уникальный взгляд на классику

Эта публикация предлагает редкую возможность детально изучить конструкцию Benz Velo. Несмотря на обилие материалов об этой модели, подробный разбор ее устройства и принципов управления встречается крайне редко. Автор провел масштабный поиск и утверждает, что подобного детального анализа с иллюстрациями в открытом доступе практически нет. Читая этот материал, вы совершите путешествие во времени и поймете, насколько далеко ушла автомобильная эволюция за 120 лет. Вы узнаете, какие действия требовались от водителя одного из первых автомобилей, и как подготовить Benz Velo к поездке.

Карл Бенц и его семья рядом с автомобилем Benz Velo.

Историческое значение Benz Velo

Согласно данным компании Daimler-Benz, с 1894 по 1901 год было выпущено примерно 1200 автомобилей Benz Velo, включая более комфортабельную версию «Comfortable». Хотя трехколесный автомобиль Карла Бенца появился раньше, именно Velo считается первым в мире автомобилем, выпускавшимся серийно. Этот факт компания-преемник подчеркивает уже более века. Важно отметить, что успех Benz Velo вдохновил множество французских и британских производителей, которые начали создавать собственные разработки, взяв его за основу. Таким образом, Velo стал катализатором для развития мировой автомобильной промышленности.

Задняя часть автомобиля с характерным латунным топливным баком, напоминающим аквариум.

Конструктивные особенности и компоновка

Benz Velo был создан как уменьшенная и более доступная версия модели Victoria. От своей «старшей сестры» он унаследовал ключевые инновации того времени: электрическое зажигание и систему водяного охлаждения двигателя.

Двигатель располагался сзади. Место водителя находилось слева, пассажира — справа. Рулевая колонка была центральной, что теоретически позволяло управлять автомобилем и с пассажирского сиденья. Переключение передач осуществлялось с помощью подрулевых лепестков. Панель управления с переключателями располагалась у ног водителя. Аккумулятор и катушка зажигания были спрятаны под сиденьем. Тормозная система состояла из двух элементов: педаль приводила в действие ленточный тормоз на заднем колесе, а рычаг с левой стороны от водителя управлял колодкой, которая прижималась непосредственно к шине.

Обратите внимание: Завод, ранее выпускавший «Транзиты», перешёл на выпуск китайских коммерческих автомобилей под новым брендом.

Колеса были со спицами, шины — цельнолитыми резиновыми или пневматическими. Широкие крылья защищали пассажиров от грязи и дорожных нечистот, что было критически важно в эпоху, когда дороги делили с лошадьми. Любопытная деталь: у этой модели 1898 года не было задней передачи. Как отмечали французские журналисты того времени, это ограничивало его использование в крупных городах, делая автомобиль более подходящим для сельской местности.

Моторный отсек Benz Velo.

Сердце автомобиля: двигатель и системы

В моторном отсеке, расположенном в задней части автомобиля, находился горизонтальный одноцилиндровый четырехтактный двигатель с электрическим зажиганием. Его конструкция была схожа с двигателем модели Victoria, но имела свои особенности.

В центре отсека — одноцилиндровый двигатель. Над ним виден стеклянный поплавковый указатель уровня топлива (топливоизмеритель). Картер двигателя, в современном понимании, отсутствовал. Справа расположен маховик, который использовался для запуска двигателя вручную. Рядом с маховиком находятся два ременных шкива разного диаметра для передачи крутящего момента.

Справа в моторном отсеке установлен плоский топливный бак. Ребристые выштамповки на его стенках выполняли не только декоративную роль, но и увеличивали жесткость конструкции и немного добавляли объем. На баке есть кран для подачи топлива и стеклянная трубка-указатель уровня.

Слева от двигателя расположен испарительный карбюратор со сливным клапаном. Левую стенку отсека формирует резервуар для охлаждающей воды, также имеющий слив. Горизонтальный цилиндр двигателя оснащен конденсационным цилиндром для циркуляции воды в системе охлаждения.

Технические характеристики двигателя: диаметр цилиндра — 100 мм, ход поршня — 120 мм. Мощность составляла около 1,5 лошадиных сил при 300 оборотах в минуту. Максимальная скорость автомобиля не превышала 19 км/ч, что было значительно меньше, чем у трехколесного Benz Patent-Motorwagen, развивавшего до 30 км/ч.

Продолжение следует.

Историк автомобилестроения Василий Шишка.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903 годов». Выпуск 3. Часть1. Автомобиль Benz Velo 1898 г. Устройство и управление.