Рынок новых автомобилей в Беларуси: рост продаж и новые тенденции в первом полугодии 2024 года

Анализ автомобильного рынка — это не только подведение итогов в конце года. Для понимания текущих процессов данные собираются и анализируются ежемесячно. В Республике Беларусь этим занимается Белорусская автомобильная ассоциация (БАА), объединяющая экспертов и официальных дилеров. Хотя до финальных результатов 2024 года еще далеко, промежуточная статистика за первое полугодие позволяет четко увидеть ключевые тренды и спрогнозировать развитие ситуации.

Динамика продаж: уверенный рост

Эксперты БАА констатируют уверенный рост рынка новых автомобилей в Беларуси. За первые шесть месяцев 2024 года члены ассоциации продали 18 904 машины. Это впечатляющий результат, который на 134,9% (или на 10 858 автомобилей) превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Рост продолжился и в июне, когда было реализовано 4044 легковых автомобиля, что на 15,7% больше, чем в мае.

Особое внимание эксперты уделяют развитию сегмента экологичного транспорта. Геннадий Свидерский, генеральный директор ЗАО «БЕЛЬГИЯ» и член совета директоров БАА, отметил: «Проникновение электромобилей и гибридов на рынок демонстрирует растущую тенденцию. Их доля в общих продажах легковых автомобилей по итогам полугодия составила 5,18%».

Интересно, что доля продаж электромобилей и гибридов в первом полугодии 2024 года оказалась вдвое выше, чем за весь 2023 год. Ярким примером успеха может служить бренд Voyah, который за год продал в стране более 900 автомобилей. Стимулами для покупателей стали привлекательные скидки в салонах, корректировка цен и выгодные кредитные программы.

Структурные изменения на рынке

Детальный анализ выявляет значительные структурные сдвиги, на которые повлияли внешние факторы.

Обратите внимание: Как правильно выбрать б/у автомобиль на вторичном рынке.

Сегодняшний рынок можно условно разделить на три сегмента.

Первый сегмент — это белорусско-китайский бренд Geely (включая Belgee), который долгое время был лидером рынка. Однако в первой половине 2024 года его доля существенно сократилась — с 78,8% до 54,8%. Это связано с ростом продаж автомобилей российской сборки и увеличением импорта из стран, не входящих в Евразийский экономический союз.

Второй сегмент представляют новые белорусско-китайские бренды, которые вышли на рынок в период с 2022 по 2024 год. Их влияние пока не является определяющим, но появление новых игроков уже заметно меняет конкурентную среду.

Третий сегмент — это традиционные международные бренды, такие как Audi, Citroën, Ford, Kia, Mercedes-Benz, Peugeot, Nissan, Toyota, Volkswagen. После значительного снижения доли в 2021-2023 годах их позиции в 2024 году стабилизировались.

Драйверы роста и ценовая политика

В БАА выделяют несколько ключевых факторов, стимулирующих рост рынка: увеличение доходов населения, высокие процентные ставки по автокредитам и лизингу, а также положительная динамика в реальном секторе экономики.

Эксперты отмечают, что на складах некоторых дилеров еще сохранились небольшие остатки моделей 2023 года, что говорит о насыщении рынка отдельными предложениями прошлого года.

Что касается цен, то в дилерских центрах в этом году они оставались относительно стабильными. Введенные 1 апреля тарифы на утилизацию пока не оказали существенного инфляционного давления на конечную стоимость автомобилей.

***

Сергей Варивода, председатель совета директоров БАА, подвел итог: «Учитывая сложившиеся в этом году факторы, включая ограничения на ввоз автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра из некоторых соседних стран, БАА в ближайшее время пересмотрит прогноз продаж на 2024 год в сторону повышения». Напомним, что по итогам 2023 года ассоциация прогнозировала уровень продаж в 2024 году на уровне около 35 тысяч новых автомобилей. Если во втором полугодии не произойдет серьезных негативных изменений, итоговые показатели могут оказаться выше этого прогноза.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Промежуточный итог: ситуация на рынке РБ в первом полугодии 2024.