- Это всё потому, что заводы в Германии принадлежали частникам. Им зачем надо делать качественные двигатели, трансмиссии, технику? Им, главное, чтобы деньги текли по госзаказам. Что, скажешь: "не так"? - вопрошал один из комментаторов своего оппонента: - Вот смотри: передовая отрасль - это авиация. Если бы немецкие инженеры были умными, так они давно бы мощные танковые двигатели перевернули бы на нужды авиации. А у них даже на это мозгов не хватило!
Добрый день, читатели и подписчики сайта #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей виртуальной мастерской, где мы творим стендовые модели и обсуждаем особенности развития их прототипов. Конечно же, балуемся не только фототравлением, но и изучением истории.
В одном из материалов разгорелась целая дискуссия об эволюции танковых моторов. "Литературное побоище" было почище Курской битвы: смешались в кучу бензины, солярки, поршни, моменты и лошадиные силы, обороты и удельные мощности. Словом, читать было интересно и познавательно. А потом я полез "учить матчасть" с вопросом: "А как оно было на самом деле?
А на самом деле развитие техники шло таким образом, что первые (назовём их так) серийные самолёты - в том или ином виде - начали появляться в разных странах, ориентировочно, с 1910 года. Танки же, в более-менее знакомом виде, начали входить в нашу жизнь в 1916-ом году. Казалось бы, всего шесть лет дистанции, но в условиях научно-технической революции это оказалось пропастью.
Первые двигатели, которые попытались применить в танковой техники - были авиационные моторы.
А почему бы и нет? Мощности вполне достаточно. Крутящий момент? Не вопрос - редуктор решал эту проблему, повышая момент на приводах до необходимых значений. Промышленность не раздувала номенклатуру изделий. Все довольны и везде плюсы!
Однако германские инженеры не были бы германскими инженерами, если бы не пошли своим путём. Они первые решили соскочить с авиационной моторной иглы . И построить свой, специализированный, танковый двигатель.
Почему? А все просто. BMW Va выдавал 290 лошадиных сил при 1400 об/мин и 320 "немецких лошадей" при 1600 об/мин, то есть высокий крутящий момент на сравнительно небольших оборотах. Чтобы трансмиссия его выдерживала, в неё пришлось заложить значительную прочность. Прочность, в те времена, создавалась увеличением размеров, что увеличивало массу изделия. Так вот немцы решили разработать танковый двигатель, который выдавал бы те же 300 л. с., но при вдвое больших оборотах.
Обратите внимание: Почему автомобиль больше "кушает" в мороз?.
Это позволило бы облегчить трансмиссию и повысить ее надежность.Как-то так вышло, что лучше всех с заданием по новому двигателю справились в компании «Майбах», создав двигатель HL 100 мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Далее последовали HL 108 и HL 120, которые ставились на многие немецкие танки.
Разумеется, под двигатель разрабатывались и трансмиссии. Таким образом и получилось, что связку "двигатель - трансмиссия" подготовил "Майбах", причём, не единичную модель, а целую линейку своих карбюраторных моторов. Почему карбюраторных? Так потому что прародителем был авиационный карбюраторный двигатель.
Под эти же двигатели были спроектированы и построены коробки перемены передач, мосты, ведущие пары и многие другие узлы и агрегаты.
Фактически фирмы, разрабатывавшие танки, («Порше», «Даймлер-Бенц», «МАН», «Хеншель» и прочие) просто собирали продукцию из предложенных деталей, как конструктор (в общем-то, такой же подход мы наблюдаем и сейчас в автомобильной промышленности).
Однако результатом такого подхода стал тот факт, что компания "Майбах" стала, фактически, монополистом в поставках танковых двигателей, трансмиссий и прочих силовых агрегатов. Ну, а что значит "выбить монополиста с рынка" - это мы с вами знаем по собственным жизням.
Ситуация усугублялась тем фактом, что она устраивала германское Управление вооружений. Вообще, для этого Управления был характерен подход: «Нам все равно, что шнапс, что пулемет, лишь бы с ног валило».
А если обе стороны на верху военно-политической машины Германии всё устраивает, то зачем что-либо менять?
Ну, сами посудите: технология отлажена, госзаказы выполняются, деньги поступают регулярно. Что ещё надо?
То есть, военное руководство Германии не видело необходимости разрабатывать дизельный двигатель, по своим характеристикам сопоставимый с, уже выпускающимися, бензиновыми версиями.
Это же надо было потеснить "Майбах", отобрав у него часть заказов. А у "покровителей" "Майбаха" - отобрать часть денежного потока. Дальше что? Дальше, под новые гипотетические двигатели надо было разработать трансмиссии, наладить их выпуск. А выпуск трансмиссии - всё тот же "Майбах". А потом ещё и убедить чиновников из "правления вооружений, что новое предложение и лучше, и перспективнее, и надёжнее.
А, давайте вспомним, доктрину войны на Восточном фронте: "Молниеносная война". Ну, и зачем надо было городить огород, затевать новую производственную компанию, если вопрос должен был решиться за несколько месяцев и теми ресурсами, что уже имелись в распоряжении Германии?
Вот и, возвращаясь к началу статьи, выходит, что вовсе не глупость и нерадивость немецких моторостроителей не позволила создать танковый дизельный двигатель. Всему виной - стечение обстоятельств:
1. Монополия производителя танковых двигателей и трансмиссий;
2. Экономический интерес частного капитала в выполнении госзаказов;
3. Равнодушие и недальновидность специалистов Управления вооружений, основанное (мнение автора) на - следующий пункт:
4. Доктрина молниеносной войны.
На мой взгляд, именно эти моменты были ключевыми в вопросах: "А где дизельный двигатель для немецких танков"?
А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому вопросу? Добро пожаловать в комментарии - с интересом и удовольствием обсудим любые мнения.
А на сегодня новостей больше нет.
С уважением,
ваш #fon-kraft !
Ну, что же: пишите комментарии; жамкайте "палец-вверх", если статья понравилась. Увы, но Алгоритм сайта без этой вашей реакции статьи не видит, и не продвигает.
Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь новенькое и интересное.
Дополню, что я очень не люблю, когда без моего разрешения перепечатывают статьи, и даже не удосуживаются указать авторство. Тогда я становлюсь очень сердитым.
Ну, а со своей стороны хочу поблагодарить Романа Скоморохова (C) за интересные мысли, аргументы и факты из военной истории.
#история #танки второй мировой #стендовый моделизм #дизельный двигатель #германия и ссср #промышленность
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Война моторов, или Почему Германия так и не создала свой танковый дизельный двигатель?.