Дизель

Война моторов, или Почему Германия так и не создала свой танковый дизельный двигатель?

- Это всё потому, что заводы в Германии принадлежали частникам. Им зачем надо делать качественные двигатели, трансмиссии, технику? Им, главное, чтобы деньги текли по госзаказам. Что, скажешь: "не так"? - вопрошал один из комментаторов своего оппонента: - Вот смотри: передовая отрасль - это авиация. Если бы немецкие инженеры были умными, так они давно бы мощные танковые двигатели перевернули бы на нужды авиации. А у них даже на это мозгов не хватило!

Добрый день, читатели и подписчики сайта #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей виртуальной мастерской, где мы творим стендовые модели и обсуждаем особенности развития их прототипов. Конечно же, балуемся не только фототравлением, но и изучением истории.

В одном из материалов разгорелась целая дискуссия об эволюции танковых моторов. "Литературное побоище" было почище Курской битвы: смешались в кучу бензины, солярки, поршни, моменты и лошадиные силы, обороты и удельные мощности. Словом, читать было интересно и познавательно. А потом я полез "учить матчасть" с вопросом: "А как оно было на самом деле?

А на самом деле развитие техники шло таким образом, что первые (назовём их так) серийные самолёты - в том или ином виде - начали появляться в разных странах, ориентировочно, с 1910 года. Танки же, в более-менее знакомом виде, начали входить в нашу жизнь в 1916-ом году. Казалось бы, всего шесть лет дистанции, но в условиях научно-технической революции это оказалось пропастью.

Первые двигатели, которые попытались применить в танковой техники - были авиационные моторы.

Авиационный 6-цилиндровый двигатель BMW Va

А почему бы и нет? Мощности вполне достаточно. Крутящий момент? Не вопрос - редуктор решал эту проблему, повышая момент на приводах до необходимых значений. Промышленность не раздувала номенклатуру изделий. Все довольны и везде плюсы!

Однако германские инженеры не были бы германскими инженерами, если бы не пошли своим путём. Они первые решили соскочить с авиационной моторной иглы . И построить свой, специализированный, танковый двигатель.

Почему? А все просто. BMW Va выдавал 290 лошадиных сил при 1400 об/мин и 320 "немецких лошадей" при 1600 об/мин, то есть высокий крутящий момент на сравнительно небольших оборотах. Чтобы трансмиссия его выдерживала, в неё пришлось заложить значительную прочность. Прочность, в те времена, создавалась увеличением размеров, что увеличивало массу изделия. Так вот немцы решили разработать танковый двигатель, который выдавал бы те же 300 л. с., но при вдвое больших оборотах.

Обратите внимание: Почему автомобиль больше "кушает" в мороз?.

Это позволило бы облегчить трансмиссию и повысить ее надежность.

Как-то так вышло, что лучше всех с заданием по новому двигателю справились в компании «Майбах», создав двигатель HL 100 мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Далее последовали HL 108 и HL 120, которые ставились на многие немецкие танки.

Танковый двигатель «Майбах» HL 100

Разумеется, под двигатель разрабатывались и трансмиссии. Таким образом и получилось, что связку "двигатель - трансмиссия" подготовил "Майбах", причём, не единичную модель, а целую линейку своих карбюраторных моторов. Почему карбюраторных? Так потому что прародителем был авиационный карбюраторный двигатель.

Под эти же двигатели были спроектированы и построены коробки перемены передач, мосты, ведущие пары и многие другие узлы и агрегаты.

Фактически фирмы, разрабатывавшие танки, («Порше», «Даймлер-Бенц», «МАН», «Хеншель» и прочие) просто собирали продукцию из предложенных деталей, как конструктор (в общем-то, такой же подход мы наблюдаем и сейчас в автомобильной промышленности).

Однако результатом такого подхода стал тот факт, что компания "Майбах" стала, фактически, монополистом в поставках танковых двигателей, трансмиссий и прочих силовых агрегатов. Ну, а что значит "выбить монополиста с рынка" - это мы с вами знаем по собственным жизням.

Ситуация усугублялась тем фактом, что она устраивала германское Управление вооружений. Вообще, для этого Управления был характерен подход: «Нам все равно, что шнапс, что пулемет, лишь бы с ног валило».

А если обе стороны на верху военно-политической машины Германии всё устраивает, то зачем что-либо менять?

Ну, сами посудите: технология отлажена, госзаказы выполняются, деньги поступают регулярно. Что ещё надо?

Советский танковый дизельный двигатель B-2 в сборе с трансмиссией

То есть, военное руководство Германии не видело необходимости разрабатывать дизельный двигатель, по своим характеристикам сопоставимый с, уже выпускающимися, бензиновыми версиями.

Это же надо было потеснить "Майбах", отобрав у него часть заказов. А у "покровителей" "Майбаха" - отобрать часть денежного потока. Дальше что? Дальше, под новые гипотетические двигатели надо было разработать трансмиссии, наладить их выпуск. А выпуск трансмиссии - всё тот же "Майбах". А потом ещё и убедить чиновников из "правления вооружений, что новое предложение и лучше, и перспективнее, и надёжнее.

А, давайте вспомним, доктрину войны на Восточном фронте: "Молниеносная война". Ну, и зачем надо было городить огород, затевать новую производственную компанию, если вопрос должен был решиться за несколько месяцев и теми ресурсами, что уже имелись в распоряжении Германии?

Вот и, возвращаясь к началу статьи, выходит, что вовсе не глупость и нерадивость немецких моторостроителей не позволила создать танковый дизельный двигатель. Всему виной - стечение обстоятельств:

1. Монополия производителя танковых двигателей и трансмиссий;
2. Экономический интерес частного капитала в выполнении госзаказов;
3. Равнодушие и недальновидность специалистов Управления вооружений, основанное (мнение автора) на - следующий пункт:
4. Доктрина молниеносной войны.

На мой взгляд, именно эти моменты были ключевыми в вопросах: "А где дизельный двигатель для немецких танков"?

Установка танкового двигателя в полевых условиях

А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому вопросу? Добро пожаловать в комментарии - с интересом и удовольствием обсудим любые мнения.

А на сегодня новостей больше нет.
С уважением,
ваш #fon-kraft !

Ну, что же: пишите комментарии; жамкайте "палец-вверх", если статья понравилась. Увы, но Алгоритм сайта без этой вашей реакции статьи не видит, и не продвигает.
Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь новенькое и интересное.

Дополню, что я очень не люблю, когда без моего разрешения перепечатывают статьи, и даже не удосуживаются указать авторство. Тогда я становлюсь очень сердитым.

Война моторов, или Почему Германия так и не создала свой танковый дизельный двигатель?У меня украли статью. Исповедь творческого человека, или немного об Авторском правеМир Самоцветов24 ноября 2021

Ну, а со своей стороны хочу поблагодарить Романа Скоморохова (C) за интересные мысли, аргументы и факты из военной истории.

#история #танки второй мировой #стендовый моделизм #дизельный двигатель #германия и ссср #промышленность


Больше интересных статей здесь: Дизель.

Источник статьи: Война моторов, или Почему Германия так и не создала свой танковый дизельный двигатель?.

×
закрыть