Кризис независимых АЗС: почему на Дальнем Востоке и в Сибири исчезает топливо

Жители отдаленных регионов России — Дальнего Востока и Сибири — столкнулись с серьезными перебоями в поставках топлива. Основная причина кроется в тяжелом экономическом положении независимых автозаправочных станций, которые вынуждены работать себе в убыток из-за стремительного роста оптовых цен на нефтепродукты. Многие владельцы АЗС не могут позволить себе создать достаточный запас горючего и вынуждены сокращать ассортимент или вовсе закрываться. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже обратилась к крупным нефтяным компаниям с призывом сдержать дальнейший рост цен и нарастить объемы производства. В данном материале мы подробно разберем, как эксперты оценивают сложившуюся ситуацию и какие меры предлагаются для ее разрешения.

Ценовые ножницы и уход клиентов

Проблема дефицита и недоступности топлива для рядовых потребителей напрямую связана с кризисом в секторе независимых заправок. На Дальнем Востоке и в Сибири ситуация приобрела наиболее острый характер.

«Из-за значительного разрыва между оптовыми и розничными ценами независимым АЗС приходится устанавливать стоимость топлива на 5–7 рублей выше, чем у сетей, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). В результате покупатели, ориентируясь на ценник, массово уходят к крупным игрокам, а малый бизнес теряет клиентскую базу и выживаемость», — пояснил «Известиям» председатель Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Приведем конкретный пример: во Владивостоке оптовая цена на зимнее дизельное топливо достигает 65 рублей за литр, в то время как крупные сети продают его в розницу всего за 56 рублей. Такой дисбаланс ставит независимых операторов перед выбором: работать в минус и двигаться к банкротству или оставаться без товарных запасов. Банковское кредитование для них недоступно, что лишает возможности пополнять запасы и вести нормальную деятельность.

«Раньше запасы на нефтебазах обеспечивали 60 суток бесперебойной работы. Сейчас, из-за скачка оптовых цен, необходимости предоплаты и длительных логистических сроков (10–20 дней пути по железной дороге), заправки фактически работают "с колес", без какого-либо стратегического резерва», — комментирует ситуацию Денис Писаревский, руководитель группы компаний «Омни», объединяющей нефтебазы и АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае.

Прямым следствием этого становится аномальная нагрузка на АЗС крупных сетей, где выстраиваются огромные очереди, в то время как независимые заправки, занимающие около 60% рынка в регионах, вынуждены приостанавливать работу. Интересно, что в Министерстве энергетики заявляют об отсутствии официальных данных о дефиците в ДФО, ссылаясь на суточный мониторинг, который показывает обеспеченность топливом более чем на 10 дней.

ФАС, в свою очередь, не только призвала нефтяников заморозить цены, но и настоятельно рекомендовала увеличить объемы производства нефтепродуктов для стабилизации рынка.

Как сообщает «Лента.Ру», антимонопольная служба разработала пакет мер для регулирования рынка, в частности, для стабилизации цен на зимний дизель. Одно из ключевых предложений — повысить норматив обязательных продаж топлива на бирже с 7,5% до 10%. Это позволит создать необходимый рыночный запас в периоды пикового спроса.

Параллельно в правительстве прорабатывается механизм субсидирования перевозок нефтепродуктов в отдаленные регионы Дальнего Востока, который планируется запустить в 2022 году. По данным ТАСС, эта мера должна снизить давление затрат на логистику на конечную розничную цену.

Структурные проблемы рынка и роль государства

На Дальнем Востоке сформировался двухуровневый рынок АЗС: с относительно дешевым топливом от ВИНК и более дорогим — от независимых операторов.

Обратите внимание: Заправил бензин вместо дизеля или дизель вместо бензина, что делать?.

Естественно, спрос концентрируется там, где цены ниже, что усугубляет кризис для малого бизнеса, отмечает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

«Проблема именно в ценах. Сложилась парадоксальная ситуация, когда биржевые котировки превышают розничные. Независимые АЗС, закупая топливо, работают в убыток. Крупные холдинги могут себе это позволить, используя перекрестное субсидирование, а для небольших компаний это путь к разорению. Выход из ситуации видится только в государственном вмешательстве для коррекции ценовых диспропорций, поскольку физически топливо на рынке есть, но оно неравномерно распределено по цене», — считает эксперт.

Еще одной глубинной причиной кризиса является отсутствие прямой зависимости между мировой ценой на нефть и стоимостью бензина внутри России, указывает президент Сибирского правового центра защиты прав потребителей Евгений Митрофанов.

«Значительную часть конечной цены составляют налоги, в первую очередь акцизы. Государственная система не обладает необходимой гибкостью для оперативной корректировки этих сборов в ответ на колебания рынка. Стоимость топлива — это не просто цифра на колонке, это индикатор качества жизни и транспортной доступности. От нее зависят цены на продукты, товары и мобильность самих граждан. Чрезмерно высокие транспортные расходы бьют по экономике всего региона», — подчеркивает Митрофанов.

Финансовый директор ООО «Глобал Эксперт», доцент МГУУ Правительства Москвы Алексей Шестемиров, считает, что кризис независимых заправок на Дальнем Востоке назревал давно и усугубился в период пандемии.

«Существует также вопрос доверия потребителей, особенно транзитных, к нефранчайзинговым АЗС. Сейчас в правительстве уже обсуждаются варианты оперативного строительства сетевых заправок в дефицитных районах. Однако вопрос поддержки локальных игроков остается дискуссионным и требует тщательного анализа, а также гарантий качества топлива со стороны самих владельцев таких АЗС», — резюмирует Шестемиров.

#бензин #топливо #дальний восток #сибирь #кризис #дизель #высокие цены

Больше интересных статей здесь: Дизель.

Источник статьи: Деньги или бензин: почему на Дальнем Востоке и в Сибири дефицит топлива.