Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

MERCEDES-BENZ 300D W123

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

Поскольку цены на топливо растут, а разница в стоимости между бензином и дизелем стала минимальной, автомобили на «тяжелом топливе» становятся все более и более привлекательными. Но есть ли смысл в дорогом дизельном автомобиле – таком, как Mercedes 300D?

Не нужно обращаться к пророкам и ясновидящим, чтобы предсказать простую истину: сокращение добычи нефти и неуклонный рост цен на углеводороды подстегнет рядового автолюбителя обратить свой взгляд на автомобили поменьше и поэкономичнее. Из-за чего американская автоиндустрия уже начала скрежетать зубами.

В ближайшем будущем автопроизводителям придется делать свои детища более компактными, легкими и эффективными. Но спрос на большие автомобили все равно останется – не в последнюю очередь потому, что для homo sapiens «размер важен» на уровне природных инстинктов: поскольку сам человек стать существенно больше не может, ему приходится себя «увеличивать» за счет железных «доспехов». Возникает логичный вопрос – как же умерить аппетиты больших машин до уровня компактов? Ответ прост – с помощью дизельных моторов.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

OM617.912. Скан из журнала

Первыми это поняли в Mercedes-Benz и затея стартовала более чем успешно: с одной стороны Ла-Манша «Мерседес» имеет безукоризненную репутацию крупных, быстрых и комфортабельных седанов, с другой – в континентальной Европе 45% продаваемых машин немецкой марки оснащены именно дизельными двигателями. И если в Великобритании, где цены на бензин и солярку примерно одинаковы, это может вызывать удивление, то на континенте – вовсе нет: ведь там дизель стоит порой вполовину дешевле, чем высокооктановый бензин.

В нынешнем модельном ряду Mercedes для рынка Великобритании, который насчитывает 20 моделей, лишь 4 имеют тяжелотопливные «сердца» (и на них приходится лишь 8 процентов продаж): седаны 200D и 240D, универсал 240TD, а также седан 300D, представленный здесь на тесте. Он стоит 11.146 фунтов. Все участники клана W123, перечисленные выше, оснащены 4-цилиндровыми моторами, кроме 300D, у которого нечетное количество «горшков» — 5. Причин, почему цилиндров именно пять, две: во-первых, инженеры посчитали, что увеличивать рабочий объем 2.4-литрового двигателя нецелесообразно (упала бы надежность), а во-вторых, шесть дизельных цилиндров – слишком много, это нерациональное использование подкапотного пространства. В итоге «сошлись на пяти», причем «создан» мотор был очень просто – путем добавления одного цилиндра к существующему мотору 240D. Даже менять диаметр цилиндров и ход поршней не пришлось.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

Как и его собратья, 300D представляет собой переднемоторный заднеприводный седан с подвеской на сдвоенных поперечных рычагах спереди и диагональных рычагах сзади. Рулевое управление – с шариковой гайкой. Тормоза – дисковые, причем всех 4-х колес. На британском рынке, где в рекламной кампании он описывается Mercedes-ом как «дизель для ценителей», 300D идет с усилителем руля, автоматической 4-скоростной трансмиссией и центральным замком (все это в базе), благодаря чему немцу приходится играть в своей собственной лиге. Какую не возьми соизмеримую с «Мерседесом» дизельную машину – Citroen CX, Peugeot 504, Ford Granda или Opel Rekord – все они дешевле 300D на 4 тысячи фунтов, а то и больше. Со своей стоимостью 300D метит скорее в конкуренты таких бензиновых машин, как Opel Senator (£11.260), BMW 728 (£11.180), Rover V8-S (£10.669) и, как ни странно, Mercedes 280E в том же 123-ем кузове (£12.351).

Хоть 300D – автомобильный бесподобный по «дизельным меркам» (достаточно быстрый, очень качественный, экономичный) – дефицит мощности по сравнению с бензиновыми соперниками, возросший вес и огромная цена в большей мере нивелируют все достоинства мотора на солярке. Более того – существуют такие замечательные автомобили, как Audi CD 5E и Saab 900 GLE, которые не только дешевле, но и со своими бензиновыми моторами едва прожорливее, чем этот Mercedes. Сложно понять, на кого ориентирован данный автомобиль в Великобритании на данный момент – разве что на тех, кто за год наматывает сумасшедший километраж. С другой стороны, если здесь вступит в силу та же система налогообложения, что и в старушке-Европе, тогда этот седан станет ох каким привлекательным для здешних покупателей.

По сравнению с 200D и 240D, процедура запуска двигателя стала на порядок проще; вы просто поворачиваете ключ зажигания, ждете несколько мгновений загорания контрольных ламп, а затем просто доворачиваете все тот же ключ для активации стартера. Еще можно настроить частоту вращения холостого хода – за сим, в принципе, все. Мотор запускается быстро и оперативно прогревается, однако пока двигатель не прогрет, он работает очень грубо. И даже когда «сердце» седана прогревается, полностью неприятная вибрация на холостом ходу не исчезает. Решение проблемы – начать движение с последующим повышением оборотов. Увы, от немелодичного тарахтения дизеля избавиться куда сложнее… Интересно, что сам по себе звук не особо громкий – просто из-за специфики звучания дизельного двигателя он кажется громче, чем работа мотора на бензине. Наши измерительные приборы зафиксировали 73 децибела на 70 миль/ч (113 км/ч) и 75 дБ на максимальных оборотах при включенной второй передаче – примерно такие же показатели у большинства люксовых седанов, которые оснащены бензиновыми силовыми агрегатами.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

Чего не скажешь о динамических показателях. Максимальная скорость, которой нам удалось добиться, составила 142.2 км/ч, а лучшее время разгона 0-97 км/ч (при ручном режиме коробки передач) – 18.5 секунд. Неплохо как для тяжелого дизельного автомобиля с автоматической трансмиссией, но от машины, чья стоимость составляет 11 тыс. фунтов, ждешь большего. Однако, здесь следует сделать оговорку: на фоне прямых конкурентов ситуация не так уж плоха (например, разгон 0-48 км/ч длится столько же, сколько и в случае с Saab 900 GLE), так что если вы планируете приобрести автомобиль для городской жизни и на котором будете редко разгоняться более 70 км/ч, дизелек – очень достойный вариант. Кроме того, отменный комфорт автомобиля и автоматическая коробка передач уже в базе будут делать ваши поездки максимально непринужденными и приятными – даже в пробках. То же самое касается и шоссе – да, там седан разгонится почти что до своей максимальной скорости, но будет комфортабельным во всех аспектах.

Увы, постоянное использование всей мощности двигателя может привести – как и произошло в нашем случае – к существенному увеличению расхода топлива. В режиме максимальной нагрузки двигатель расходует 12.8 л/100 км, а если ехать спокойно – около 9.4 л. Средний расход топлива за все время тест-драйва составил 11.7 л/100 км. Это более «приятные» цифры, чем у бензиновых одноклассников, которые потребляют 14-16.5 л/100 км, но не особо-то впечатляющие. Плюс – средний расход топлива Audi CD 5E в кузове Avant находится на уровне 12.7 л/100 км, а у Saab 900 GLE – 13.1, причем обе машины, которые мы тестировали, тоже были оснащены «автоматами».

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

В предыдущих тестах бензиновых «Мерседесов» с автоматическими трансмиссиями нам ничего не оставалось, кроме как хвалить коробку за мягкость переключений – но при этом сетовать на не очень точно подобранные передаточные отношения с слишком короткими скоростями как для характеров моторов. В случае с дизельным мотором указанный недостаток самоликвидируется – показатели, которых нам удалось достичь в положении «D», были на ничтожные доли хуже, чем при использовании ручного режима.

Если полностью возложить процесс переключения на «автомат», то вот что у вас выйдет: машина начнет движение со второй передачи, на 48 км/ч перейдет на третью, а на 93 – на последнюю скорость. Первая передача будет задействована лишь тогда, когда вы полностью продавите правую педаль в пол при положениях «D» или «S», либо если включите низшую передачу мануально. В обоих случаях на первой передаче вы «протянете» до 35 км/ч. Любопытно, что в режиме «S» переход со второй на третью происходит на чуть более высоких оборотах, а включение последней передачи и вовсе осуществляется вручную – максимальная скорость, которую нам удалось выжать из третьей передачи, составила честные 60 миль/ч (97 км/ч), хотя спидометр показывал 65 (105 км/ч). В ручном режиме рычаг ходит по пазам мягко и гладко, но, по правде говоря, прибегать к ручным переключениям особой необходимости нет – разве чтобы иногда перейти с высшей передачи на третью и «взбодрить» ленивый кик-даун.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

Несмотря на меньшие шины, подвеска и тормоза у 300D такие же, как у самых мощных бензиновых версий; по этой причине его можно с уверенностью назвать одним из самых безопасных и стабильных седанов из тех, что можно приобрести сейчас: запасы его сцепления и управляемости намного превышают потенциал, заложенный в двигатель. Усилитель рулевого управления работает точно и быстро: он существенно облегчает процесс парковки, но при этом не делает баранку излишне уж легкой на скоростях повыше. К слову, о баранке – мы по-прежнему считаем ее неоправданно большой. Водитель может «заправлять» 300D в крутой вираж с полной уверенностью, что все пройдет как надо. Легкий крен, нейтральный баланс – красота да и только! То же самое касается тормозов: у водителя – чувство стопроцентной уверенности в них, у самих механизмов – мощь, отзывчивость и приятный вес на педали. Меньше радует расположение рычага стояночного тормоза [его вид и положение обусловлены невозможностью установки педали стояночного тормоза (традиционной для W123) на праворульном автомобиле – прим. переводчика], который обосновался на торпедо – его то и дело задеваешь коленом при посадке.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

Этот 300D родом из Индии, зато здесь отлично виден причудливый рычаг стояночного тормоза

Как и у большинства люксовых немецких автомобилей, сиденья 300D имеют широкий спектр регулировок, благодаря чему за рулем сможет комфортно разместиться человек любого роста. Приятно, что независимо от роста водителя и переднего пассажира, сзади всегда достаточно места для ног. Место для мелочевки в машине представлено перчаточным ящиком, отсеками на картах передних дверей, практичной нишей на трансмиссионном тоннеле, а также вместительными сетчатыми кармашками на спинках передних сидений. Багажник, объемом 500 литров, можно назвать огромным.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

А этот — с американской пропиской

В погоне за лучшей управляемостью Mercedes традиционно жертвует частью ездового комфорта, и данный экземпляр – не исключение. Некоторые из наших испытателей предпочли бы упор именно на комфортабельности, учитывая средние мощностные характеристики 300D, но имеем то, что имеем. Шасси податливо даже на неровной поверхности (причем чем выше скорость, тем больше эта податливость ощущается) и отменно контролируется даже на крупных волнах. Однако выбоины, вздутия и прочие мелкие неровности (даже крышки люков на дороге) в салон все-таки иногда проскальзывают в салон.

Большинству водителей-испытателей понравились и организация рабочего пространства, и водительское сидение – большое, с очень удачным профилем. Что не понравилось почти всем, так это злосчастный руль, который не только огромен, но и имеет жесткий, неприятный на ощупь обод. Порадовал педальный узел (с зоной для отдыха левой ноги), большой вращающийся переключатель света, кнопка клаксона в сердцевине руля, но вездесущий одинокий подрулевой рычаг, на который возложена работа и стеклоочистителей, и указателей поворотов, и переключения ближнего/дальнего света – это стильно, но не очень практично.

Панель приборов включает в себя большие часы, спидометр, а также приборы температуры охлаждающей жидкости, давления масла и уровня топлива в баке. Все приборы точны и легко читаются, как приятный бонус – они прикрыты стеклом, которое не отражает салон. Можно посетовать разве что на излишнюю «оптимистичность» спидометра, который постоянно накидывает 8 км/ч по отношению к реальной скорости, но это, скорее, мера безопасности, нежели просчет.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

280-ый. Но сомневаюсь, что задний ряд у него и 300D сильно отличается

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

Что можно еще сказать… В дополнение ко всему вышенаписанному, 300D идет с мощной и легко настраиваемой «печкой», которая имеет две температурные «вращалки» для правой и левой зон. Также есть небольшие дефлекторы для ног задних пассажиров, по два круглых дефлектора на уровне лица (по бокам торпедо) и, разумеется, обдув ног передних седоков и лобового стекла. Глотнуть свежего воздуха через два центральных «дуйчика», которые тоже смотрят вам в лицо, а еще через уже упоминаемые дефлекторы по бокам торпедо – но лишь в том случае, если печка не включена. Замечания? На «городских» скоростях поток воздуха, выходящий из дефлекторов, довольно вялый – приходится прибегать к помощи шумного вентилятора.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

По остальным параметрам машина очень тихая: даже при холодном запуске нельзя сказать, что 300D громкий (и это в сравнении с бензиновыми одноклассниками, а если проводить параллели с дизельными конкурентами – то и подавно). Добавьте к этому почти полное отсутствие шумов от ветра – и получите классный круизер. Минусы, правда, есть. Мелкие изъяны дорожного покрытия иногда слышны, как и гул шин на некоторых типах поверхностей. Удивило наличие нескольких салонных «сверчков» — от Mercedes такого ждешь меньше всего. Надеемся, что это недочет интерьера конкретного тестового авто; к слову, интерьер можно резюмировать как несколько спартанский (он неплохо смотрится в целом, но простоват в деталях), хотя к подгонке всех швов и качеству пластика не придерешься. И еще – за ту цену, которую просят за 300D, хотелось бы, чтобы он был щедрее оснащен.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Двигатель Рядный, 5-цилиндровый, дизельный, с алюминиевой ГБЦ и чугунным блоком, система впрыска Bosch
Рабочий объем 3005 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня 91.0/92.4 мм
Мощность 80 л.с. при 4000 об/мин
Макс. момент 172 Нм при 2400 об/мин
Подвеска Независимые передняя и задняя подвески с винтовыми пружинами, передняя – на сдвоенных поперечных рычагах, задняя – на диагональных рычагах
Тормоза Дисковые, спереди – 10.94 дюйма, сзади – 10.95
Снаряженная масса 1458 кг (масса тестового авто – 1646 кг)
0-100 км/ч 20.2 секунды
Макс. скорость 142.2 км/ч
Средний расход топлива 11.7 л/100 км
Объем топливного бака 65 литров
Запас хода 644 км

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

СОПЕРНИКИ

AUDI AVANT CD 5E

Люксовый автомобиль от Audi в своем самом дорогом исполнении оснащается 5-цилиндровым мотором с инжектором, а потому машина динамична даже с автоматической коробкой передач. Как бонус – отменная экономичность. К другим плюсам можно отнести просторный и комфортный салон, комфортное шасси, пристойную управляемость. Увы, последнюю немного подпортил с недавних пор устанавливаемый гидроусилитель. У машины не наилучшая система отопления и вентиляции, а также скромный багажник.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

FORD GRANADA 2.3 GL

Самый большой седан «Форда» с маленьким мотором Cologne V6. Есть и мощность, и экономичность. Комфорт просто выдающийся, хорошая управляемость, но есть вопросы к усилителю руля и отзывчивости тормозов. Не самый красивый автомобиль в классе, но отменно оснащенный, без серьезных эргономических промахов – передвигаешься в нем с комфортом. Имеет и другие варианты двигателей (в том числе и дизель).

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

MERCEDES-BENZ 280E

123-ий «Мерс» в своем самом «заряженном» виде, с потрясающей мощностью, сносной экономичностью. Сочетание мотора и 4-ступенчатого «автомата» — просто песня, хотя при кик-дауне возникают определенные вопросы. Управляемость не имеет себе равных, хорошая, комфортная подвеска. Как и в случае со всеми «Мерседесами», высокие технологии идут рука об руку с любовью к мелочам.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

PEUGEOT 305 GRD

Дизельная версия среднеразмерной машинки от Peugeot. Как и большинство современных «коптилок», она достойно смотрится даже на фоне нынешних бензиновых соперников – легко запускается в холода, не сильно шумная, да и над виброзащитой хорошо поработали. Увы, инженеры явно делали больший упор на экономичность, а не на динамику. С другой стороны, у 305 есть и иные плюсы – хорошая работа коробки передач и просторный, комфортный интерьер.

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

SAAB 900 GLE

В оснащении GLE 900-ая модель Saab-а стала впечатляющим автомобилем, способным дать бой всем своим люксовым соперникам. «Сааб» просторен, комфортен, здорово оснащен, прекрасно чувствует себя на высоких скоростях, а его «автомат», идущий в базе, мягок и приятен. Гидроусилитель руля не портит отменную управляемость. С расходом топлива тоже полный порядок, но если для вас важна мощность – забудьте все и берите Turbo!

Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123

На сегодня это все, впереди много интересного материала ;-)

Больше интересных статей здесь: Дизель.

Источник статьи: Легендарный дизельный немец с самым надёжным двигателем - Mercedes-Benz 300D W123.