Тюнинг

Как правильно подобрать винт для лодочного мотора.

Приветствую, друзья, в разделе "Путь к причалу"!

Сегодня тема разговора винт лодочного мотора.. Начну с плохой «новости», у лодочного мотора нет коробки передач ,как в автомобиле. Мы все время «ездим на одной передаче» и эту передачу надо так тщательно выбрать, что бы она оптимальной на всех режимах. Выбор такой "передачи", является правильный выбор параметров винта. Скажу сразу, универсальный совет вам ни кто не даст, так как выбор винта зависит от очень большого количества вводных и параметров. Вот только некоторые из них:

Тип судна и его особенности
Обычная загрузка
Тип двигателя, его мощность и редукция
Условия эксплуатации

Для чего нужно подбирать характеристики винта ? Что мы этим достигнем?

Экономия топлива
Максимальную скорость судна
Сохранение ресурса мотора
Быстрый выход на режим глиссирования
Оптимизация грузоподъемности

Основные характеристики лодочных винтов:

Характеристики винтов
Шаг винта (расстояние, которое проходит винт за один оборот)
Диаметр (окружность, описываемая наиболее удалёнными от центра точками лопастей)
Дисковое отношение (отношение площади лопастей к диаметру винта)
Количество лопастей ( 3 или 4)
Материал винта ( нержавеющая сталь или алюминий)
Направление вращения (правое или левое)
Количество шлицов втулки

Обычно производители моторов указывают в описании размерность винтов подходящих к конкретному мотору.

Маркировка винта

Обозначение винта обычно выбито на втулке и выглядит примерно так, может быть добавлено R-правое вращение L-левое вращение, размеры указаны в дюймах.

Для выбора винта, нам понадобиться лодка, мотор и тахометр! Процесс выглядит примерно так: лодка загружается нагрузкой, с которой она обычно эксплуатируется и полностью разгоняется, переводя дроссель в положение «полный газ». Смотрим на тахометр, обороты должны находится в диапазоне указанном в паспорте мотора. Возьмем для примера диапазон 5000-6000об/мин (на разных моторах, разные диапазоны). Так в случае нашего примера, если обороты будут ниже 5000об/мин, значит винт "тяжел" для этой лодки и мотора, двигатель «не докручивает», если наоборот обороты превышают 6000об./мин, значит винт легок и «перекручивает». Оба эти режима крайне вредны для мотора (особенно «перекрут»).

Предположим обороты находятся в заданном диапазоне, дальше требуется более точная подборка винта в зависимости от ваших задач. Если требуется выводить лодку на глиссер с максимальной загрузкой, то ставиться "грузовой" винт, с шагом при котором обороты в «полный газ» будут приближены к максимальным, достигается это уменьшением шага винта. При выходе на глиссер будут в этом случае некоторые потери в скорости. Если требуется максимальная скорость, надо двигаться к увеличению шага винта, но быть готовым, что лодка будет неохотно выходить на глиссирование, а в случаях большой загрузки, может вообще не выйти. Как всегда, истина где то по середине и надо подбирать универсальный винт .

Теоретический расчёт можно сделать ЗДЕСЬ

Руководствоваться можно следующими правилами: Снижение или увеличение шага винта на один дюйм, увеличивает или снижает максимальные обороты двигателя примерно на 150-200 об/мин.
Больший диаметр винта создан для груженых и тяжелых лодок, малый - для легких и скоростных. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.
Четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга . Он позволяет так же добиться минимальной скорости глиссирования, что бывает важным при передвижении в условиях волны.
Винт из нержавеющей стали, как правило будет более легкий (скоростной) чем алюминиевый !
Он обладает значительно лучшими геометрическими и прочностными характеристиками . Но в некоторых случая х это может оказать и плохую услугу.. Дело в том , что в случае удара о камни или другое препятствие мягкий алюминий выступит демпфером и разрушившись сам, сохранит дорогостоящий редуктор мотора. Прочный нержавеющий винт, вряд ли даст такую надежду.
И так бывает...

Хочу обратить внимание, что винты различных производителей, даже имея одинаковую маркировку могут несколько отличаться по характеристикам. Для проверки винтов обычно пользуются шаговой горкой.

Шаговая горка

Обобщая выше сказанное, руководствуйтесь такими правилами: Мощность мотора минимальна для вашей лодки ,идите по пути уменьшения шага винта. Мотор максимален для данной лодки, можно в разумных пределах увеличивать шаг.

Подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки!

Семь футов под килем!

Больше интересных статей здесь: Тюнинг.

Источник статьи: Как правильно подобрать винт для лодочного мотора. .

×
закрыть