С наступлением активного сезона для двухколесного транспорта вновь становится актуальным вопрос, который часто вызывает непонимание и раздражение у автомобилистов: почему мотоциклисты ездят между рядами? Этот материал — попытка объяснить логику и безопасность такого маневра, который для многих байкеров является не прихотью, а необходимостью.
Кто виноват в авариях и почему споры бесполезны
Безусловно, значительная часть ДТП с участием мотоциклов происходит по вине самих водителей двухколесной техники. Однако существуют устоявшиеся модели поведения в городском потоке, которые закономерно нервируют автомобилистов, особенно тех, кто не приучен постоянно контролировать обстановку через зеркала заднего вида. Бесконечные споры о том, кто кому и что должен, обычно ни к чему не приводят, сталкивая непримиримых сторонников разных точек зрения. Гораздо продуктивнее взглянуть на схемы движения и понять, почему классическое положение в полосе для мотоциклиста может быть опаснее фильтрации.
Анализ схем движения: от опасной к относительно безопасной
Схема 1. Движение по центру полосы.

Зеленая зона на схеме показывает «мертвую» область, из которой водитель автомобиля может внезапно решить перестроиться, не заметив мотоцикл. При этом перестроение часто происходит резко, с ускорением, а водитель обгоняющего автомобиля (синий) физически не успевает «закрыть» образовавшийся промежуток. Такая ситуация настолько типична, что мотоциклист, движущийся в общем потоке, вынужден несколько раз в день экстренно менять полосу или уходить от столкновения. Даже занимая центральное положение и будучи формально законопослушным, он остается крайне уязвимым.
Схема 2. Движение по правой или левой колее полосы.

Этот способ немного безопаснее, так как позволяет мотоциклисту сместить зону своего контроля, например, вправо, чтобы лучше отслеживать угрозы слева. Однако видимость для других участников движения при этом снижается, а уязвимость с одной из сторон сохраняется. Риск все еще остается высоким.
Схема 3. Позиция у левого края полосы при движении в крайнем левом ряду.

Эту схему можно считать условно безопасной. «Условно» — потому что всегда сохраняется риск лобового обгона со стороны встречного направления, который происходит внезапно и на высокой скорости. Вероятность тяжелых последствий в такой аварии стремится к 100%.
Схема, которая вызывает больше всего споров: фильтрация
Схема 4. Движение между рядами (фильтрация).

Да, боковой интервал между мотоциклом и автомобилями при таком движении значительно меньше общепринятого. Однако здесь кроется ключевое отличие в восприятии пространства: у автомобилиста погрешность оценки расстояния от водительского кресла до соседней машины может составлять 10-20 см, а общий безопасный интервал он держит в 30-40 см. Мотоциклист же чувствует габариты своей машины с точностью до 3-5 см, и самая широкая часть (зеркала) находится буквально в полуметре от его глаз. Это дает ему больше пространства для маневра.
Главное преимущество этой схемы — видимость. Мотоциклист находится в поле зрения практически всех участников движения, с которыми потенциально может пересечься траектория. Увидят ли его — другой вопрос, но в предыдущих схемах у многих водителей не было даже такого шанса.
Главные риски и парадокс безопасности
При движении между рядами основную опасность представляет автомобиль, движущийся сзади в соседнем ряду (синий на схеме). Проблема в том, что водитель автомобиля, в отличие от мотоциклиста, плохо оценивает реальное расстояние до байка, а правое крыло его машины — самая удаленная точка, которую он видит. Ошибка в оценке дистанции высока, что увеличивает риск бокового столкновения при перестроении.
Как защититься? Единственное решение — двигаться быстрее общего потока. Это минимизирует угрозу сзади, но увеличивает риск резких маневров автомобиля, движущегося впереди. Здесь возникает парадокс: эту опасность можно было бы полностью исключить, если бы все водители соблюдали ПДД: включали поворотники перед маневром и постоянно контролировали обстановку через зеркала. Увидел сигнал поворота, убедился, что тебя видят, — и можно ехать спокойно.
Но поворотники и зеркала зачастую не используются. Поэтому риск есть. Однако этот риск несопоставимо ниже, чем при движении в общем потоке. Потенциальные угрозы при фильтрации находятся в зоне контроля мотоциклиста, поведение впереди идущего транспорта более предсказуемо, а шансы предупредить невнимательного водителя (например, звуковым сигналом) — достаточно высоки.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему.
Вывод: не прихоть, а стратегия выживания
Как видно из анализа, так называемое «лавирование между машинами» на деле является самой безопасной из доступных стратегий для мотоциклиста в плотном городском потоке. Конечно, некоторые могут злоупотреблять этим, лихо проскальзывая в узкие щели, что и вызывает справедливое раздражение. Но суть не в лихачестве, а в выживании.
Можно, конечно, ехать строго в своем ряду, доказывая на личном (и часто печальном) опыте, что правила нуждаются в доработке. Но иллюзорная надежда на скорые изменения в ПДД не стоит той цены, которую приходится платить за отказ от фильтрации.
А как в Европе?
Да, там тоже фильтруют. Хотя эта практика и не так массово распространена, как в России. По опыту автора, проехавшего на мотоцикле по всей Европе, даже на дорогах Польши (где движение довольно плотное) необходимость в фильтрации возникает реже, чем в Москве, где подобные маневры могут требоваться по несколько раз на одной поездке.
Итог: Современные условия дорожного движения, особенно в мегаполисах, объективно вынуждают мотоциклистов двигаться между рядами. Пока ситуация на дорогах не изменится кардинально, фильтрация будет оставаться основным инструментом защиты жизни и здоровья для водителей двухколесной техники. Перед выбором между чьим-то недовольством и собственной безопасностью настоящий мотоциклист всегда выберет последнее.
Эта статья, впервые опубликованная Кириллом Готовцевым в 2012 году, поднимает вопрос, который обсуждался и оспаривался множество раз. К оригинальному материалу было оставлено более тысячи комментариев, что говорит о его высокой актуальности.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему мотоциклы ездят между рядов.
