Эта машина носила множество имён: НАМИ, УАЗ, КиАЗ, БАЗ, а также польскую фамилию Люблин и даже британское имя Марти. Речь идёт о советском полуторатонном грузовике, чья разработка началась ещё до появления легендарной «Газели», но которому так и не суждено было стать массовым.
Рождение идеи в стенах НАМИ
В 1980-е годы Научный автомоторный институт (НАМИ) занимался не только теорией, но и созданием конкретных проектов. Анализ «советского типа автомобиля» выявил серьёзный пробел: в стране не было современного лёгкого грузовика грузоподъёмностью 1,5 тонны. В 1983 году институт приступил к разработке такого фургона полной массой 3,5 тонны.
Конструкторы выбрали проверенную зависимую рессорную подвеску, но оснастили машину передними дисковыми тормозами. Особое внимание уделили силовому агрегату: параллельно проектировался дизельный двигатель на базе технологий IVECO (2,45 л, 70-90 л.с.), а также рассматривался модернизированный бензиновый мотор от УАЗа.
Бортовой прототип НАМИ-0266, 1986 г.
Первый прототип, НАМИ-0255, был бортовым грузовиком, но уже в 1984 году появился фургон НАМИ-0267. Внешне автомобили напоминали итальянский IVECO Daily, но имели ключевое конструктивное отличие: вместо классической рамы использовалась интегрированная в пол несущая система из двух мощных профилей, что позволило сэкономить около 200 кг массы. Колёсная база (3200 мм) была длиннее, чем у будущей «Газели».
НАМИ запланировал широкий спектр модификаций на базе полуторатонника
Попытка запуска в Ульяновске и Кировабаде
Для доработки и будущего производства автомобиля подключили Ульяновский автозавод. Планировался масштабный выпуск — до 120 тысяч машин в год. Однако возникла проблема с двигателем: для производства дизеля требовались технологии чугунного литья, которых у завода не было. В качестве временного решения выбрали бензиновый двигатель УАЗ (2,45 л, 75-77 л.с.) с новой 4-ступенчатой коробкой передач.
Один из опытных фургонов, изготовленных в Ульяновске
К 1988 году был готов предсерийный образец. К тому времени судьба проекта резко изменилась: по инициативе Гейдара Алиева производство решили разместить в Азербайджане, в Кировабаде (ныне Гянджа). Новый завод, КиАЗ, должен был выпускать грузовик под индексом КиАЗ-3727. Однако планы постоянно сокращались, а с изменением политической обстановки в конце 1980-х проект в Азербайджане был свёрнут, так и не начавшись.
Предсерийный образец КиАЗ-3727
Польская глава истории: Люблин
Ещё в рамках сотрудничества стран СЭВ к проекту проявили интерес поляки, желавшие заменить устаревшие грузовики «Жук» и «Ныса». Когда в СССР производство забуксовало, поляки взяли разработку в работу. Они существенно доработали конструкцию, укоротив базу до 2900 мм и снизив грузоподъёмность до 1 тонны.
Польский грузовик Lublin 3352
Серийное производство грузовиков Lublin серии 32/33 началось в 1993 году. Машины оснащались дизелями Andoria или Peugeot. Однако польский автопром переживал нелёгкие времена, завод сменил несколько владельцев (включая Daewoo), и в 2007 году производство Lublin окончательно прекратилось.
Последняя попытка: британский дизайн и Брянский завод
В 1990-е годы проект попытались реанимировать в России. Конструкцию отправили на доработку в британскую компанию International Automobile Design (IAD). Английские инженеры обновили салон, установили независимую переднюю подвеску и дали машине имя Maruti 2500.
Поздняя версия санитарного автомобиля на базе Lublin
Производство было решено наладить на Брянском автомобильном заводе (БАЗ), известном выпуском тяжелой военной техники. Так появились фургоны БАЗ-3778 и БАЗ-3782. Планировался выпуск микроавтобусов и спецтехники. Однако время было упущено: к середине 1990-х годов Горьковский автозавод уже массово выпускал более простую, технологичную и дешёвую «Газель».
Микроавтобус на базе БАЗ-3778
Стоимость брянской машины оказалась выше, а качество сборки на непрофильном заводе — низким. С 1994 по 1997 год было собрано всего 157 автомобилей, после чего проект был окончательно закрыт.
Заключение
Эта полуторка, рождённая в НАМИ, стала жертвой обстоятельств: бюрократических решений, политических изменений и неверного выбора производственных площадок. Она опередила своё время по конструкции, но безнадёжно опоздала с выходом на рынок. Сегодня этот грузовик — забытый символ упущенных возможностей советского автопрома, заслуживающий места в музее рядом с другими амбициозными, но нереализованными проектами эпохи.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Раньше «Газели»: история советской полуторки, которой не повезло.
