Путь к большинству значимых открытий и изобретений проходит через усилия многих учёных и изобретателей. Зачастую сразу несколько человек работают над одним и тем же проектом, что даёт повод для споров в приоритете. Но, даже с учётом этих моментов, именно в России были сделаны многие важные изобретения, без которых невозможно представить развития нашей цивилизации.
Помните, какой прекрасной и романтичной была эпоха пароходов?
Пьеса «Бесприданница» с «Ласточкой», записки Сэмюэля Клеменса «На Темзе», "Том Сойер", «Что это движется там по реке?» в исполнении Утесова.
Кадр из к/фильма "Жестокий романс"Мы просто не можем не любить пароходы, потому, что во-первых - это целая эпоха, несколько поколений людей с их воспоминаниями, картинами, фотографиями, литературными произведениями, во-вторых, - работа сотен учёных и изобретателей всего мира, в- третьих, пароходы тоже были в своё время большим шагом на пути к прогрессу и изменили ход истории многих стран. Однако на рубеже позапрошлого и прошлого веков, когда многочисленное племя паровых монстров, казалось, переживало свой расцвет, в России появился новый тип судов.
К концу XIX в. на реках и морях господствовали пароходы. Но время на месте не стоит, а новое время диктует новые требования.
Прогресс в области ДВС (двигателей внутреннего сгорания) тесно увязан с открытием и применением различных видов топлив, включая синтезированные. Топливо ДВС определяет устройство последнего и вообще возможность его создания. Первым таким топливом стал светильный газ. Не буду скучно перечислять имена изобреталей и даты на пути создания ДВС. Газовая турбина, газовый двигатель, твердотопливный двигатель внутреннего сгорания, поршневой двигатель, двигатель Лебона, двигатель Ленуара, двигатель Отто, работы Готлиба Даймлера. В 1884 году Огнеслав Степанович Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный двигатель.
Немецкий инженер Рудольф Дизель, в 1897 предложил двигатель с воспламенением от сжатия, работавший на угольной пыли. Но… Что значит абразивная угольная пыль для двигателя?
Наконец, на Путиловском заводе в 1898—1899 Густав Васильевич Тринклер усовершенствовал этот двигатель, использовав бескомпрессорное распыление топлива, что позволило применить в качестве топлива нефть.
Идея создания теплоходов была впервые выдвинута профессором Петербургского политехнического института К. П. Боклевским в 1898 году.
В этом же году чертежи двигателя Дизеля за 500 000 рублей купил один из владельцев русского «Товарищества братьев Нобель» Э. Нобель. Новый двигатель был изучен и в его конструкцию были внесены изменения, в частности для того, чтобы он мог работать на нефти.
Э. Нобель и сыновья.В 1899 г. этот двигатель был запущен. Он работал на нефти и развивал мощность в 25 л. с. Теперь Нобель хотел применить его в качестве судовой машины. Для этого были серьезные преграды, на устранение которых потребовалось ещё 4 года.
Первый в мире теплоход был построен в 1903 г. на Сормовском заводе Нижнего Новгорода в России. Было заказано сразу три однотипных судна — «Вандал», «Сармат» и «Скиф».
Танкер "Вандал"."Вандал" был первым в серии, следом за ним на воду были спущены "Скиф" и "Сармат". Все три были приспособлены для перевозки нефти и считались танкерами. Достаточно прочными, чтобы ходить по бурным водам Онеги и Ладоги, но при этом таких размеров, чтобы беспрепятственно пользоваться инфраструктурой Мариинской водной системы, соединяющей Волгу с Балтикой. 74,5 м в длину, 9,5 м в ширину, 820 т грузоподъемности, плоскодонный корпус, машинное отделение располагалось посередине корпуса, танки для нефти размещались спереди и сзади от машинного отделения - нефтеналивная баржа по нынешним меркам. Но зато три дизельных ходовых двигателя, работавших на сырой товарной нефти, и три маневровых электрических. То есть не просто теплоход, а дизель–электроход, для начала ХХ века — фантастическая машина будущего!
Первенец теплоходостроения «Вандал» находился в строю более 60 лет. В 1964 г.
Обратите внимание: Самые экономичные дизельные автомобили в россии.
он, превращенный в несамоходную баржу, перевозил по Куре горючее в глубинные районы Азербайджана.Однотипный «Сармат» также вступил в эксплуатацию в 1903 году. На нем стояли два дизеля мощность по 180 л. с. каждый и два электрогенератора. Проработал до 1923 года.
В 1907 г. было построено первое в мире колесное буксирное судно «Коломенский дизель» («Мысль»).
Колёсный буксир "Коломенский дизель" ("Мысль")В 1908 году главный инженер Коломенского завода Р. А. Корейво строит и патентует во Франции двухтактный дизель с противоположно-движущимися поршнями и двумя коленвалами. Дизели Корейво стали широко использоваться на теплоходах Коломенского завода. В том же 1908 г. заводе был спущен на воду первый морской теплоход «Дело», предназначенный для перевозки топлива по Каспийскому морю. Его общая грузоподъемность составляла 5000 тонн, а мощность двух главных двигателей была равна 1000 л. с.
Таким образом, благодаря общему положительному опыту, в России начало быстро развиваться теплоходостроение. К 1914 году в России уже было около двухсот теплоходов, в то время как в Европе первые теплоходы начали строить только в 1911 году (в Германии) и в 1912 году (в Великобритании и Дании). Датская «Зеландия» (Sealandia), спущенная на воду в 1911 году, стала первым океанским теплоходом. За его первым плаванием из Копенгагена в Лондон следил весь мир. Вскоре было подсчитано, что эксплуатация «Зеландии» дает 160 тысяч марок экономии в год по сравнению с пароходами того же класса. Это решило судьбу нового вида транспорта.
Когда осенью 1910г. Германию посетила специальная комиссия русского морского министерства для ознакомления с вопросами кораблестроения, профессор Юнкерс, видный авторитет в области двигателей внутреннего сгорания, торжественно сообщил, что немцы значительно опередили всех в вопросах применения двигателей Дизеля на флоте. По заявлению Юнкерса, в полученной им телеграмме из Гамбурга сообщалось, что построенное там дизельное судно вышло на испытания и развило 7 узлов (12,964 км/час). Каково же было удивление именитого ученого, когда ему сообщили, что на Амуре успешно плавает флотилия русских дизельных канонерских лодок, имеющих скорость полного хода 12 узлов (22,224 км/час)!
Итак, перечислим первые теплоходы России:
• 1903 — «Вандал»- первый в мире теплоход
• 1907 — «Коломенский дизель», первый в мире колёсный буксир-теплоход
• 1908 — «Дело» - танкер, первый в мире морской теплоход
• 1910 — «Опыт» — первый в мире сухогруз
• 1911 — «Урал» — колёсный теплоход, первый в мире пассажирский теплоход
Первый пассажирский теплоход "Урал".Кроме крупных, строились или переоборудовались под теплоходы и малые суда. К 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48.
Таким образом в течение весьма небольшого времени российская промышленность освоила выпуск теплоходов и смогла перейти от опытных единичных судов к серийному производству.
Теплоходы стали довольно массовыми к тридцатым годам (по данным регистра Ллойда, в 1930 году они составляли 10 % мирового гражданского флота), а к 1974 году, по данным того же источника, они составляли уже 88,5 % мирового гражданского флота.
Европа русскую новинку оценила не сразу. Только в 1911 году был заложен первый теплоход в Германии, в 1912–м — в Дании и Англии, а остальные и вовсе затянули с этим делом чуть ли не до конца Первой мировой. Как ни суетился Рудольф Дизель, объясняя судостроителям все выгоды перехода с пара на двигатели его конструкции, никто его не слушал. Лишь в 1913 году ему удалось доказать свою правоту адмиралтейству Великобритании. Однако сразу после этого он загадочным образом исчез: сел на пароход из Антверпена в Лондон, но не сошел с него в пункте назначения. Пропал бесследно. Говорят, немецкая разведка постаралась пресечь контакты изобретателя с английскими военными. Так что еще несколько лет, пока Европа не нагнала упущенный тренд, теплоходный флот оставался прерогативой России.
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Что впервые изобрели или внедрили именно в России? Как появились теплоходы. .