Вы часто могли встречать у нас в текстах или на ЖД-станциях рельсовые автобусы «Орлан» и задавались вопросом: что это за зверь такой? Как он вообще появился? Почему так называется и что связывает его и с поездом, и с автобусом? Ответы в нашем сегодняшнем материале.
Так автобус или поезд?
Рельсовый автобус также называется дизель-поездом, но еще одно формальное название – автомотриса. В советское время самодвижущиеся вагоны с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа закупали в Чехословакии и Венгрии. В конце 90-х, до которых проработали венгерские автомотрисы Д1, пришло время думать об их замене. Разработкой отечественной замены занялся завод АО «Метровагонмаш» (входит в состав АО «Трансмашхолдинг»). Примечательно, что завод ранее не сталкивался с подобным типом подвижного состава, но справился с задачей очень достойно.
Немного о том, для чего вообще нужны дизель-поезда. Их цель – осуществлять пассажирские перевозки в местах без электрифицированных линий. Это отдаленные провинции, деревни и поселения с небольшим пассажиропотоком, куда везти один-два вагона тепловозом дорого. Они одновременно должны быть комфортными из-за дальних расстояний и вместительными из-за возможного габаритного багажа.
Дизель-поезд включает в себя головной вагон с дизель-генераторной установкой, моторный (для питания от контактной сети) и прицепные вагоны. От автобуса в нем длина и вместительность, от поезда — рельсы. Отличие от электричек в экономичности и меньшем изнашивании железнодорожного полотна.
Начало истории и РА1
Прототипом первого рельсового автобуса РА1 от Метровагонмаша был вагон метро «Яуза», от которого автобус унаследовал ходовую и экипажную части. Первый такой дизель-поезд был больше всего похож на автобус, потому что имел всего один вагон.
Начало разработки пришлось на 1997 год, тестовые запуски начались с 2000 года. Серийный запуск состоялся в 2004 году, и к 2006 году была выпущена 91 единица для российских дорог и 41 на экспорт. В этой модели предусмотрено 62 сидячих места и 78 стоячих.
Основное преимущество, которое сделало рельсовый автобус привлекательным для эксплуатации – это гибкая составность вплоть до одного вагона. Такой рельсовый автобус еще удобен тем, что имеет кабину в обоих концах вагона, то есть не надо разворачивать состав целиком, чтобы поехать в другую сторону.
Улучшения в РА2
В 2005 году началась разработка усовершенствованной модели РА1, которая получила логичное название РА2. Он имеет уже постоянную составность от двух до четырех вагонов, где два вагона – головные. Такая модель уже больше подходит для интенсивного пассажиропотока на неэлектрифицированных железнодорожных путях в пригородных и межрегиональных сообщениях.
Вместимость РА2 – 600 человек на 3 вагона, по 68 сидячих мест в головном вагоне и 86 в прицепном. Прицепные вагоны в этой версии безмоторные. Между вагонами предусмотрели герметичный переход, объединяющий пространство. Также новшеством стали туалеты в головных вагонах.
РА3 – «Орлан»
Третья версия рельсового автобуса от МВМ стала еще комфортнее. За 14 лет эксплуатации РА2 пассажирам надо было предоставить лучшие условия по комфорту и безопасности, а заказчикам – снижение затрат рельсовых автобусов на всем жизненном цикле, и «Орлан» эти задачи выполнил.
Самое главное – гибкая составность по системе многих единиц поддерживает возможность формирования состава от двух до шести вагонов. Все системы работают синхронно с управлением из одной кабины машиниста ведущего головного вагона.
Конструкционная скорость впервые увеличилась, по сравнению с предыдущими моделями – со 100 до 120 км/ч. Плавность хода обеспечивают пневморессоры в подвеске поезда.
Еще существенное изменение – крэш-система в передней части головного вагона. Она работает за счет поглощения энергии и в случае аварии деформирует конструкции так, чтобы обеспечить максимальную безопасность для пассажиров. Эта технология тоже применяется впервые на рельсовых автобусах.
По комфорту для пассажиров «Орлан» значительно больше похож на электричку, чем на автобус. В этой версии увеличили число сидячих мест до 229 в 3-х вагонах, появились подъемники и места для проезда маломобильных пассажиров в креслах-колясках, просторный санитарный модуль. Двери имеют двухступенчатую защиту от зажатия пассажира.
Безопасность проявляется не только снаружи, но и внутри салона, ведь наравне с системой микроклимата также осуществляется обеззараживание воздуха амальгамными бактерицидными лампами. Также салон оборудован камерами видеонаблюдения и информационными табло, а в освещении используются энергосберегающие светодиоды.
Будущее дизель-поездов
Сегодня на базе «Орлана» реализуется один из самых амбициозных и прорывных в техническом плане проектов – внедрение технологий тяги с применением водородного топлива. Это обусловлено общемировым трендом по повышению экологичности транспорта и снижению выбросов углерода. Эту задачу ТМХ решает совместно с правительством Сахалинской области, ОАО «РЖД» и ГК «Росатом».
Разработкой новой энергетической установки занимается Коломенский завод (предприятие входит в состав ТМХ). Испытания будут проходить на полигоне острова Сахалин. Планируется, что к 2023 году на сети будет внедрено 7 водородных «Орланов».
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Как устроен рельсовый автобус.